|
Вы здесь: Критика24.ру › Изучение русского языка
Как написать сочинение. Использование стилистических приемов в сочинении на примере романа Шолохова «Поднятая целина» (Изучение русского языка)Стилистика в сочинении занимает важное место. Вот, например, как об одном и том же персонаже в романе "Поднятая целина" (Нагульнове) рассказывают разные учащиеся в разных сочинениях, написанных в лирическом, патетическом и научном слогах. Лирический. «Меня до слёз трогает какая-то детская, наивная, но очень крепкая вера Нагульнова в «мировую революцию». Я верю каждому слову Нагульнова, потому что он всегда и делает, и говорит всё от души, искренне». Патетический. «Читателю передается влюбленность Шолохова в своего героя. Со всеми своими ошибками и перегибами, Нагульнов встает со страниц романа удивительно чистым, целеустремленным, можно сказать, красивым человеком. Нас подкупает его неугасимая вера в «мировую революцию», его постоянная готовность к подвигу во имя торжества революционных идей». Научный. «Да, партия всегда была руководящей силой всех прогрессивных преобразований нашего общества. Но, поскольку коммунисты всегда шли впереди, по новому, непроторенному пути, они порой и ошибались, и рисковали... Вот на примере судьбы Нагульнова Шолохов и показал, как трудно было коммунистам строить новое, как непросто было в сложных и неожиданных обстоятельствах находить правильное решение, не впасть в ошибки и перегибы. А ведь порой такие ошибки стоили коммунистам их жизни». Немалую роль в создании функционального стиля играют фразеология и интонация речи. Для лирического и патетического слогов характерны инверсии, всевозможные назывные и другие неполные предложения, повышенное количество вопросительных и восклицательных предложений. Для научного слога лучше использовать полные, правильно построенные предложения. Да и интонациям лучше быть более спокойными, уравновешенными. Лирический. «Так и стоит у меня перед глазами окровавленный, истерзанный Давыдов. И как могли они, женщины, так остервенело бить того, кто жизни для них не жалел? А он? Он ещё находил в себе силы шутить, улыбаться... Наверное, вот в такие моменты и раскрывается вся красота души человека». Патетический. «А разве не подвиг совершил Давыдов в тот день, когда разъяренные казачки и казаки бросились за колхозным зерном? Какое мужество, какую убежденность в правоте своего дела надо было иметь, чтобы выдержать всё то, что вынес в тот день Давыдов!». Научный. «Сила партии — в справедливости её идей. И хотя врагам удавалось порой обманывать малограмотных людей из народа, коммунисты не теряли веру в то, что, в конце концов, люди поймут, на чьей стороне правда. Во время «бабьего бунта» Давыдову пришлось на себе испытать ярость обманутой толпы. Но твердая вера в идеи коммунизма помогла Давыдову не только выдержать побои и издевательства, но даже в таких трудных условиях продолжать попытки воздействия на людей методом убеждения». Следует сказать и о таком способе стилевой окраски, как художественные приемы. Эти стилевые компоненты свойственны вообще нашему языку, но наиболее ярко и полно они развиты художниками слова. Тем не менее, в школьном сочинении тоже бывают весьма уместны всевозможные тропы, стилистические фигуры и т. д. Естественно, что использование таких элементов всего уместнее в лирическом слоге, несколько меньше — в патетическом и совсем в небольших количествах — в научном. Вот, например, как одна ученица удачно употребила метафору в сочинении «Мое представление о счастье» (лирический слог): «Мне кажется, что это не люди, а букашки какие-то: тащат, тащат в свой муравейник вещи, вещички... Неужели не унизительно для человека ставить перед собой те же цели, что и насекомые?» Эту метафору нетрудно себе представить в патетическом слоге, но вряд ли будет уместным использовать её в слоге научном. Обновлено: Опубликовал(а): Андрей Д Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|