|
Вы здесь: Критика24.ру › *Общие критические статьи
Творчество Андрея Рублева (*Общие критические статьи)Имя иконописца Андрея Рублева известно каждому русскому школьнику, изучившему 15 век российской истории. Его имя в первую очередь связывается с так называемым «золотым веком» русской иконописи. Исследуя этот период, я в первую очередь обратила внимание на то, что манера иконописцев этого периода не одинакова. Так, манера современника Феофана Грека не затронула русского живописца Андрея Рублева, хотя они работали вместе при росписи Благовещенского собора в Московском Кремле (1405). Кстати, именно к 1405 году относится первое летописное упоминание об Андрее Рублеве. В летописи она назван «чернецом», т. е. монахом, и числится последним в перечне имен, т. е. он был младшим.
Говоря о творческой манере Рублева, исследователи часто обращают внимание на ее «русскость». Л.В.Филиндаш пишет: «Андрей Рублев - носитель русской ментальности... Русская ментальность стилистически отражается в расширении колористической системы, усилении пластичности, в большей утонченности каллиграфии и композиционной структуры образов, в большей многомерности и разветвленности символов».
Чем объясняется это? Вероятно, тем что в начале ХV века Москва становится художественным центром Руси и диктует новые эстетические запросы и оттенки в стиле. Отныне местные "школы" так или иначе испытывали московское влияние.
Безусловно, мировоззрение Рублева оформлялось в результате национального подъема после Куликовской победы, внушившей веру в высокие идеалы, в человека. Возросший как раз в начале ХV века интерес ко всему русскому, к своему героическому прошлому, создал стиль, характеризующий искусство "эпохи Андрея Рублева". Основные его тенденции отмечаются следующие: стройная, уравновешенная, классическая пирамидальность, округленность, склонность к гармоническому пропорционированию (пропорции человеческой фигуры у Рублева 1:9, что близко к канону Леонардо да Винчи), идеальная просветленность образов, нежная цветовая сгармонированность. Другими словами, это было совсем новое направление в иконописи.
Произведений Рублева сохранилось очень мало. Самая известная работа - «Святая Троица». Эта работа не только оказывает сильное эмоциональное воздействие, но и поражает обилием символов, которые непросто понять современному человеку.
Намеренно упрощая изображение угощения Авраама, художник сосредоточивает все внимание зрителя на небесных гостях. Нежные, стройные ангельские фигуры, их задумчиво склоненные головы с взором, устремленным вдаль, красиво вырисовываются на фоне легкого, светлого пейзажа.
Творчество Андрея Рублева определило в ХV веке расцвет национальной школы русской живописи, оригинальной по отношению к Византии.
Творчество Рублева оказало огромное влияние на все русское искусство московского круга вплоть до Дионисия. Обновлено: Опубликовал(а): Ю.Ю.Морозова Внимание! Спасибо за внимание.
|
|