|
Вы здесь: Критика24.ру › Пушкин А. С.
Анализ творчества А. С. Пушкина. Революционная направленность лирики. Аргументы. Примеры из произведений литературы (Пушкин А. С.)Если мы возьмем несколько произведений А.С.Пушкина («Вольность», «Сказки», «К Чаадаеву», «Деревня», «Анчар», «Послание в Сибирь», «Арион»), то сможем выделить из них следующие аргументы: Осуждение деспотизма и жестокости неограниченной монархии, призыв к друзьям посвятить свою жизнь борьбе за свободу Отчизны, протест против крепостничества, близость свободолюбивой поэзии Пушкина революционным идеям декабристов. Вот теперь и посмотрим, с какого же аргумента лучше всего доказывать мысль о революционной направленности свободолюбивой, лирики Пушкина. Например, можно начать доказательство с мысли о близости Пушкина декабризму. Такое начало настроит на серьезный, исследовательский тон доказательства идеи. Если же начать с «Призыва к друзьям...», то сочинение примет более эмоциональный настрой: ведь мы начнем с разговора о пылком юноше, который уже на пороге своего самостоятельного творческого пути заявил о себе как о поэте-гражданине. Давайте попробуем именно эту мысль («Призыв к друзьям...») принять за первый аргумент и в соответствии с этим выстроим в логический ряд и остальные мысли — аргументы. Какую же мысль поставить под вторым номером? Рассуждаем так. Мы знаем, что в то время были уже люди, которые тоже решили посвятить свою жизнь борьбе за освобождение народа от крепостного гнета, борьбе за революционное преобразование общества. Это — будущие декабристы. Тут как раз и напрашивается мысль о единомыслии Пушкина с декабристами. Поэтому вполне логичным будет эту мысль и взять вторым аргументом. Дальше вполне естественно поговорить о самом главном в учении декабристов — о их критике крепостничества. Эту мысль декабристов Пушкин разделял полностью. Так что аргумент «Протест против крепостничества» мы и запишем под третьим номером. Ну а на четвертое место поставим оставшийся аргумент о выступлении поэта против тирании неограниченной монархии. Бот теперь наша система доказательств идеи сочинения приобрела довольно стройный вид. Подпишем теперь к имеющимся у нас на листках записям и всю целиком основную часть плана. В конце формулировки каждого аргумента неплохо в скобках указать названия привлекаемых стихотворений. Вот что у нас получилось: II. Революционная направленность свободолюбивой лирики Пушкина. 1. Призыв к друзьям посвятить свою жизнь борьбе за свободу Отчизны («К Чаадаеву»). 2. Близость свободолюбивой поэзии Пушкина революционным идеям декабристов («Послание в Сибирь», «Арион»). 3. Протест против крепостничества («Деревня», «Анчар»), 4. Осуждение деспотизма и жестокости неограниченной монар¬хии («Вольность», «Сказки»). Итак, мы познакомились со способом нахождения аргументов «от примеров к мыслям». И хотя такой способ и надежнее и легче, все же иногда целесообразнее пользоваться способом «от мыслей к примерам». Это может быть тогда, когда художественное произведение очень подробно разбиралось в классе и мысли, заложенные в этом произведении, очень хорошо вами усвоились и запомнились. Иногда и тема так сформулирована, что при ее раскрытии лучше идти не от примеров, а от мыслей. Чаще всего этот метод подходит к тем темам, для которых мы выбрали аналитическое введение. Анализируя какое-нибудь понятие с разных сторон, мы тем самым уже во введении делаем как бы заготовки для мыслей основной части сочинения. Обновлено: Опубликовал(а): Андрей Д Внимание! Спасибо за внимание.
|
|