|
Вы здесь: Критика24.ру › Изучение русского языка
Как написать сочинение. Выбор темы сочинения. Примеры из литературы (Изучение русского языка)Не удивляйтесь, что этому короткому этапу работы над сочинением посвящено так много времени. Если к выбору темы не отнестись серьезно, трудно будет как следует организовать себя на следующих этапах. Более того, бывают случаи, когда несерьезный подход к выбору темы приводит к полному, что называется, провалу. Известны случаи, когда даже на экзаменационном сочинении через час, а то и через два после начала человек вдруг обнаруживал, что взялся не за свою тему. Написанное перечеркивалось, бралась другая тема, но... время уже потеряно, нервы напряжены, в результате — разочарование. Итак: выбор темы — важный шаг. Но следует помнить об основных моментах при выборе: 1. Знание материала. 2. Интерес к теме. 3. Понимание темы. 4. Опыт в написании подобных тем. Есть и еще несколько обстоятельств, может быть, не столь принципиально важных, как указанные, но иногда играющих едва ли не решающую роль. Это и особенности вашего индивидуального стиля, и некоторые черты характера, и даже, если хотите, настроение к моменту написания сочинения. Конечно, идеально, если при выборе темы есть возможность учесть все или почти все обстоятельства. Но чаще бывает, когда что-то одно выходит нa первое место, становится главным, решающим. Тут многое зависит от условий написания сочинения, времени, места, важности фактора оценки и т. д. При выборе темы домашнего сочинения, конечно же, решающим обстоятельством является интерес к теме. Все остальное в вашей власти. Недостаточно помните материал — есть время перечитать. Ни разу еще подобную тему не писали, или, говоря честно, нет опыта работы над таким типом сочинения — что ж, тем интереснее испытать себя в новом жанре. О времени и говорить нечего — сколько захотите, столько и потратите. Классное сочинение представляет требования жестче. На экзаменационном же сочинении к выбору темы следует подойти еще внимательней. Экспериментировать на экзамене не стоит. На экзамене человек должен показать лучшее, на что он способен. Неудивительно поэтому, что на экзамене учащиеся часто мотивируют свой выбор имеющимся у них опытом в написании сочинений на подобную тему, если, конечно, такая тема есть в экзаменационной подборке. Но подчеркнем еще раз: речь здесь идет только об экзаменационном сочинении. Вообще же на похожие темы часто писать не стоит. Неразумно постоянно эксплуатировать какое-то одно свое умение в ущерб развитию других. Скажем, в восьмом классе вы удачно написали сочинение «Чацкий и Молчалин», в девятом — «Базаров и Рахметов» и уверовали, что рассуждения типа сравнительной характеристики — ваш конек. Вот бы и всегда писать сочинения такого типа! Но такое отношение обедняет палитру ваших возможностей, может и оказать вам медвежью услугу: не всегда среди тем может оказаться сравнительная характеристика.
Посмотрим, как изложенные правила мотивировки выбора темы сочинения используются на практике. На выпускном экзамене было дано три темы: Вослед Радищеву восславил я свободу. Горький — певец труда. Страницы Великой Отечественной войны в произведениях советских писателей. После экзамена мы взяли короткие интервью у нескольких учеников. Каждому был задан лишь один вопрос: «Каковы мотивы выбора данной темы?» Приводим ответы трех учащихся, выбравших соответственно первую, вторую и третью темы. Их ответы представляются нам наиболее продуманными. (Кстати, все трое получили пятерки.) Первый учащийся: «Я выбрал первую тему, так как очень люблю Пушкина, много знаю наизусть. Кроме того, недавно мне подарили книгу «Избранное» Радищева и я, знакомясь с книгой, увлекся и прочитал почти все. Так что на экзамене была возможность полностью раскрыть тему. Я мог бы взять и третью тему, так как люблю читать книги о войне и много уже прочитал. Но я побоялся завязнуть в материале, я себя знаю: увлекусь, забуду о времени, захочется сказать и о том, и об этом.. А первая тема более конкретна в отношении материала». Ну что ж, в ответе первого учащегося счастливым образом сочетались почти все наиболее важные обстоятельства при выборе темы: и интерес к теме (любовь к Пушкину), и знание материала (знание и Пушкина, и Радищева), и даже знание своих слабостей. Второй учащийся: «Я выбрал вторую тему, потому что ненавижу лентяев, бездельников. Горького я читал много и не только то, что по программе. И мне больше всего нравятся те его произведения, где показывается, как труд для общества облагораживает человека, высвечивает в человеке самые лучшие его черты, например рассказ «Супруги Орловы», который я тоже использовал в сочинении». Как видите, здесь тоже учтены важные обстоятельства: знание материала, интерес к теме, довольно осознанный интерес — ненависть к бездельникам и уважение к людям труда. Да и в глубоком понимании темы этому учащемуся не откажешь. Третий учащийся: «Я много думала, прежде чем выбрать третью тему. Произведения о войне меня всегда очень волнуют, можно даже сказать, потрясают силой характеров людей, красотой их души. Но я боялась, что не успею раскрыть такую, казалось бы, обширную тему: ведь произведений о войне так много, и о многих захочется написать. А я пишу не быстро, часто задумываюсь,— в общем, могу не уложиться в срок. Но потом я заметила в формулировке темы слово, которое вначале почему-то ускользнуло от моего внимания «страницы». Значит, можно остановиться на двух-трех произведениях, да и то не целиком (ведь «страницы»!). Это меняло дело, и я решилась писать на эту тему». Мотивировка ученицей выбора темы особенно интересна тем, что она раскрыла нам свои сомнения в процессе выбора. В результате все-таки оказалось, что главные обстоятельства учтены. Знание материала и интерес к теме сразу выделили ее из остальных тем. Но ученице мешали остановиться на этой теме индивидуальные качества: медлительность письма, некоторая рассеянность... Выручило слово из темы — «страницы». Да, бывает и так, что даже самое первое слово из формулировки темы может пройти мимо вашего внимания, показаться несущественным. При начале же обдумывания темы смысл такого слова вдруг проясняется (подробно об обдумывании темы в следующей главе), и это помогает уточнить тему и свое к ней отношение. В данном случае слово «страницы» помогло сузить рамки темы и не захлебнуться в огромном количестве книг, эпизодов, имен.. Убедили ли вас эти три примера, как важен серьезный подход к выбору темы? Кстати, удачный выбор темы еще и в том отношении важен, что в самом начале работы над сочинением обеспечит вам хорошее настроение и создаст творческий, дело вой настрой для всех этапов работы. Итак, выбрав тему, вы должны твердо себе сказать: «Эту тему я могу написать и хочу ее писать». «Могу» — это значит «знаю материал, уложусь в срок, иногда — имею опыт в работе над такими типами сочинений и т. д.». «Хочу» — это значит «испытываю интерес к теме, у меня есть что сказать по этой теме, о чем поспорить, что доказать...». Обновлено: Опубликовал(а): Андрей Д Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|