|
Христианские мотивы в романе «Мастер и Маргарита» (Булгаков Михаил)«Мастер и Маргарита» - роман русского писателя Михаила Булгакова. Это произведение уникально по своему жанру: оно сочетает в себе черты философского, сатирического и фантастического романа. Необычно оно и по форме - роман в романе. В книге Булгакова читатель видит события, происходящие в трёх мирах, так называемой троемирие. Первый мир - ершалаимский мир, обогащённый историей событий, описанных в Библии. Второй мир - реалистический мир московской жизни тридцатых годов. Третий мир - фантастический и мистический мир Воланда и его свиты. В своём сочинение я хочу подробнее разобрать Ершалаимские главы и раскрыть христианскую проблематику, которую поднял Булгаков.
В годы создания произведения (1928-1940) СССР был страной атеистической. Поэтому христианская проблематику не поднималась писателями. Люди не верили в Бога, а значит и читать про него не хотели. Но сам Булгаков был человеком религиозным и поэтому христианская проблематика - одна из основных в его произведении. Ершалаимских глав в романе всего 4, но именно они составляют смысловой центр произведения. Эта часть произведения строится на сюжетной линии, где есть два главных героя - Понтий Пилат, прокуратор Иудеи, и Иешуа Га-Ноцри, бродячий философ. Между ними решаются такие "вечные" вопросы как борьба между добром и злом, поиском истины, спасения человеческой души.
Прокуратор Иудеи - человек, в руках которого сосредоточена вся полнота власти. Его убеждения и принципы соответствуют эпохи того времени. Весь мир для него делится на две категории людей - хозяева, у которых есть власть, и рабы, которые должны подчиняться им. Его сила - в его жестокости, в его власти. Одним из тех, кого он судил, был Иешуа Га-Ноцри. В Новом Завете есть четыре Евангелия. «Мастера и Маргариту» часто называют «Пятым Евангелием», так как в образе Иешуа видят образ Христа. Есть множество вещей, подтверждающих это. Герой, подобно Христу, пришёл в Ершалаим, чтобы проповедовать своё учение, основанное на вечных ценностях. Как и реального Христа, его после предательства Иуды арестовывает полиция и передаёт в руки римскому прокуратору Понтию Пилату. Общая евангельская биография, и даже перевод имени Иешуа связывают литературного персонажа с сыном Божьим, но тем не менее сам автор не ставил между ними знака равенства.
Сцена допроса сталкивает между собой не только двух героев, но два жизненных принципа и убеждения.
Для Иешуа главная истинна - добро. Для него все люди добрые. Услышав это, Понтий Пилат приводит в пример кентуриона Марка Крысобоя, чтобы опровергнуть слова героя. Но он утверждает, что на свет нет злых людей. В ходе разговора Понтий Пилат понимает, что бродяга говорит правду и что он не виновен, а после того, как у прокуратора прошла мучительная головная боль, Игемон окончательно понял: кем бы не был загадочный философ, он должен быть спасён от казни. Но Иешуа не признаёт власти, он убеждён в том, что любая власть есть насилие над людьми. Пилат зол, что герой проповедует то, чего никогда не будет: - И настанет царство истины? - Настанет, игемон - Оно никогда не настанет! После этих слов прокуратора охватил страх. На протяжении многих лет он шёл к власти, а сейчас какой-то бродяга перечёркивает всё, чем он жил. В глубине души он понимал, что в словах Иешуа есть доля правды и что власть - не высшее счастье.Но страх за свою жизнь и карьеру оказался сильнее истинных убеждений. Он вынес Иешуа смертный приговор. Он пошёл против голоса совести и человечности из-за страха. «Трусость, несомненно, один из самых страшных пороков», — слышит во сне Пилат слова Иешуа. Однако встреча с бродячим философом меняет прокуратора, на слова о трусости он говорит: «Нет, философ, я тебе возражаю: это самый страшный порок». После этого поступка прокуратор испытывает душевные муки. Его мучает советь, он понимает, что поступил неправильно, поддался своим страхам. В наказание за свой поступок Пилат обрёл бессмертие. Теперь он вечно сидит на пустынной площадке со своим любимым псом и страдает от невозможности общаться с тем, кто единственный смог понять его. Лишь спустя 19 веков, при встречи Мастера и Понтия Пилата, Мастер отпускает его, и он, как и мечтал, отправляется по лунной дороге к своему собеседнику.
Одним из ключевых персонажей является Воланд со своей свитой. Он является представителем тёмных сил, которому подвластно всё: и время, и пространство. Он высмеивает, уничтожает при помощи своей свиты все тех людей, которые живут только ложными ценностями. Меру зла, порока, князь тьмы определяет мерой истины, красоты, бескорыстного добра, восстанавливая равновесие между добром и злом. В конце романа мы видим, что в мире не произошли какие-то большие перемены. Мир не стал совершеннее и лучше. И лишь бессмертие мастера и вечная благодать Иешуа символизируют о возможности возвращения мира к вечным, справедливым христианским ценностям. Обновлено: Опубликовал(а): Анжела Яньшина Внимание! Спасибо за внимание.
|
|