Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




17.2 Почему для Катерины неприемлем путь Варвары? Сравнительная характеристика Катерины и Варвары. А.Н. Островский «Гроза» (ЕГЭ по литературе)

В центре повествования в драме А.Н. Островского «Гроза» лежит социальный конфликт, который заключается в столкновении старшего и младшего поколений, патриархальных традиций и новых веяний, «горячего сердца» и «тёмного царства». Используя приём антитезы, автор противопоставляет действующих лиц своей пьесы, условно разделяя их на их на две группы: самодуры и те, кто находится под их властью. Среди жертв «тёмного царства» оказываются Варвара и Катерина. Героини, кажется, имеют много общего: они молоды, красивы и влюблены. Тем не менее автор, противопоставляя девушек друг другу, делает их антиподами.

В семье Катерины отношения основывались на любви, доброте и взаимопонимании. В отчем доме героиню не ограничивали в свободе: «Я жила, ни об чём не тужила, точно птичка на воле». «Маменька» в своей любимой дочери «души не чаяла»: она с радостью баловала её и не принуждала работать. Катерина, посещая церковь, восхищаясь природой, слушая рассказы странниц, удовлетворяла своим духовным потребностям, поэтому она росла в гармонии с собой и окружающим миром. Личность Варвары, напротив, сформировалась в среде «тёмного царства». Отношения между девушкой и её матерью Марфой Игнатьевной Кабановой основывались на страхе и подчинении (в одной из сцен Кулигин в диалоге с Борисом заметил о Кабанихе: «Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем»). В связи с этим Варвара находилась в состоянии внутренней несвободы и, чтобы как-то не сгинуть под гнётом матери, она научилась жить путём обмана. Отсюда вытекает следующее различие между двумя художественными характерами, созданными Островским.

Катерина, имя которой означает «чистая, непорочная», по мнению критика Н.В. Добролюбова, является «светлым лучом в тёмном царстве». Героиня, обладая «живой душой», является личностью с высокими нравственными принципами. Например, Катерина считает, что хранить верность мужу – это священный долг, поэтому, изменив Тихону с Борисом, она не в силах простить себе этого страшного греха: «…Душу свою я ведь погубила». Героиня не может жить по законам «тёмного царства», то есть обманывать, лицедействовать и ханжествовать, потому что это противоречит её моральным устоям. По этой причине Катерине нелегко жить в городе Калинове, где правят самодуры Дикой и Кабаниха. Варвара же идёт по стопам своей порочной матери. Девушку не мучают угрызения совести, когда она тайно встречается с Кудряшом или крадёт у кабанихи ключи от калитки. Следует отметить и то, что не кто иной, как Варвара сподвигает Катерину на грех – тайную встречу с Борисом в саду. Это говорит о безнравственности девушки, её беспутстве и нечестивости.

Героини различаются и в том, насколько они честны перед собой и перед Богом. Катерина свято чтит Божьи законы. Её не волнует общественное мнение, потому что ей важнее то, не согрешила ли она перед Всевышним («Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?»). Варвара, напротив, более всего беспокоится о том, что подумают о ней люди. Ей не важно, чиста её совесть или нет, главное, чтобы о её грехах не узнали жители города: «А по-моему: делай, что хочешь, только бы шито да крыто было».

Таким образом, путь обмана и притворства, который избрала для себя Варвара, неприемлем для возвышенной и благочестивой Катерины, живущей по Божьим заповедям.

Обновлено:

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.