|
«В группах происходит процесс социализации, в результате которого человек превращается в члена общества» (В. В. Касьянов) (ЕГЭ обществознание)В данном высказывании автор поднимает проблему социализации личности. В. В. Касьянов говорит, что именно в социуме человек становится личностью, пройдя процесс социализации. Как известно, человек не рождается личностью. На начальном этапе социализации он - индивид (отдельный представитель человеческого рода). Индивидом рождаются, личностью становятся. Личность - индивид, обладающий социально значимыми качествами, которые он реализует в процессе жизнедеятельности. Человек может стать личностью только пройдя процесс социализации. Социализация - освоение индивидом культурных норм, моральных ценностей, стандартов деятельности для успешного функционирования в обществе. В процессе социализации можно выделить несколько стадий: стадия адаптации, стадия интеграции, стадия идентификации, трудовая стадия, послетрудовая стадия. На каждом этапе на человека оказывают влияние различные агенты и институты социализации (конкретные люди и учреждения, отвечающие за процесс социализации индивида, т.е. усвоения им культурных норм и ценностей, идеалов деятельности). Социализация индивида может проходить только в обществе под влиянием различных соц. групп (институтов социализации), таких как, например, семья, рабочий коллектив... Для доказательства данной мысли обратимся к примеру из литературы. В произведении Л. Н. Толстого "Война и мир" мы можем наблюдать за процессом социализации Наташи Ростовой. Будучи маленькой девочкой, она была резвой и любознательной, но в целом не отличалась от своих сверстников, т.к. не обладала личностными качествами, ведь только начинала свой процесс социализации. Повзрослев, Наташа стала более рассудительной, спокойной и терпеливой, также проявляла такие качества, как милосердие, отзывчивость, общительность. В процессе социализации на нее влияло множество социальных групп (институтов социализации) и агентов социализации. Мать учила ее быть благоразумной, Соня - честной и отзывчивой, брат Николай - общительной и дружелюбной. Бывая на балах, Наташа впитывала все стандарты поведения окружающих, все нормы общения и культурные ценности общества, в котором находилась. Таким образом, различные социальные группы влияли на Наташу Ростову в процессе ее социализации, прививая ей различные социальные нормы и ценности, чтобы Наташа смогла успешно функционировать в обществе. Обратимся к примеру из социальной действительности. В 1996 году учёные обнаружили мальчика, который напоминал шимпанзе. Это был Белло из Нигерии, которого бросили родители, но племя обезьян приняли его к себе. Белло был умственно отсталым и не умел говорить, перенял множество черт поведения шимпанзе, например, ходил в полусогнутом виде, издавал крики, похожие на крики обезьян и часто бегал и прыгал. Но даже после того, как Белло привезли в город и он стал контактировать с людьми, он так и не научился говорить и сохранил многие черты, присущие обезьянам. Белло умер в раннем возрасте. Он так и не смог привыкнуть к жизни в социуме, ведь первоначально им не был пройден первый этап социализации, следовательно, он не усвоил тех норм и стандартов поведения, которые усвоили его сверстники. Таким образом, мы понимаем, что человек может стать личностью только в процессе социализации под влиянием агентов и институтов социализации. Не будь общества, человек не прошёл бы социализацию и остался дикарём. Итак, В. В. Касьянов был прав, сказав, что человек может стать личностью только в социуме под влиянием социальных групп, ведь они обеспечивают успешное протекание процесса социализации данного индивида. Обновлено: Опубликовал(а): vi.iva Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|