Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Анализ стихотворения «Обвал» (Пушкин А. С.)

В стихотворении с необычайной силой и поэтичностью изображена могучая и дикая природа Кавказских гор, которую видел Пушкин в 1829 году во время своего путешествия в Арзрум. Величественные картины здесь сменяются одна другой.

Мощный напор бурной реки через четверть часа прорвал эту снеговую плотину, течение Терека восстановилось,но все ущелье над водой долго ещё было доверху забито льдом и снегом, так что образовался как бы ледяной мост,соединяющий на громадной высоте оба берега реки.

В конце стихотворения описывается этот новый «широкий путь», по которому переходили с одного берега на другой люди, скакали кони, шли волы и верблюды до тех пор, пока солнце не растопило снеговой завал и эта громадная высота стала снова недоступна людям; теперь только ветер (Эол) мчится над её вершинами.

Кроме живого,яркого,образного содержания стихотворения, замечателен в нём необыкновенно выразительный и «музыкальный» подбор звуков. Образы снеговых вершин, мрачных скал ущелья, шумящего леса, крик орлов усиливаются настойчиво повторяющимися звуками «р» и «л» в сочетании то с «ы» («скалы»,«валы»,«орлы»,«мглы»),то с «о» («рощет бор»,«гор»).

Те же звуки воспроизводят в нашем воображении гром обвалившейся груды льда и снега («сорвался раз обвал»,«с тяжким грохотом упал»). Звуковая картина меняется, когда поэт говорит о Тереке и его могучей силе: здесь всё шипит, свистит – звуки «и»,«ш»,«щ»,«с»,«з» заполняют строчки («истощась и присмирев», «прошиб снега», «затопил, освирепев»). В последней, спокойной строфе звуки уже не подражают поэтически реальным звукам, шуму и грохоту, но всё же подобраны (в первых трёх стихах) очень гармонично и поэтически: сначала два раза «п» («и путь по нём»), затем два раза «ш»(«широкий шёл»), затем три раза «к»(«и конь скакал»), затем два раза сочетание «в» и «л» («и влёкся вол»). Это сочетание продолжается и дальше и заполняет его следующую строку(«и своего верблюда вёл).

Величайшее мастерство Пушкина состоит в том, что этот удивительный подбор звуков сделан совершенно непринужденно, как бы незаметно; слова выбраны не по звуковому составу, а по смыслу. Читая эти стихи, думаешь, что других каких-либо слов здесь и не могло быть.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.