|
Народ освобожден, но счастлив ли народ? - «Кому на Руси жить хорошо» (Некрасов Н. А.)Николай Алексеевич Некрасов в поэме "Кому на Руси жить хорошо" раскрывает довольно сложную тему благополучия русского народа. Счастливое население какой-либо страны — утопическая роскошь, особенно если мы говорим о России второй половины XIX столетия и времени вступления в силу "Положения 19 февраля 1861 года". Царская России с пережитками феодально-крепостнической системы не могла обеспечить каждому человеку достойное существование, и преимущественно вся тяжесть сложившегося положения легла на крестьянские плечи. Но если бремя суровых испытаний легло на практически бесправный люд, то, может, мужики разрешат свой спор и найдут того, "Кому живется весело, /Вольготно на Руси". В народном сознании всякое благополучие связывалось исключительно с жизнью "верхов", пользующихся сословными привилегиями поэтому неудивительно, что в вариантах ответа на вопрос прозвучали помещик, чиновник, поп, боярин, царь. Так, странники пустились в путь, чтобы отыскать человека, живущего счастливо на русской земле. Очевидно, что мужики здесь олицетворяют весь народ, оказавшийся на историческом перепутье и желающий понять, сохранились ли в море общей беды какие-то островки лучшей жизни. Но их не оказывается. Хорошей жизнь. Не похвастались ни поп, которой не может ждать милости от обедневшего населения, ни помещик, который осознаёт: «Порвалась цепь великая, Порвалась — расскочилася Одним концом по барину, Другим по мужику!..» Следующие встречи более специфичны. Под липой обладатели скатерти-самобранки собрали не тех, кто несчастлив, от того, чего у них нет, а тех, кто благодарен за то, что имеет. Здесь и старуха с рассказом об уродившейся репе, и каменщик, погубивший здоровье от непосильного труда, и холоп, питающийся "благородными" объедками со стола хозяина. Это счастье "от противного" - горькое, возможно, неприглядное и просто народное. Историй много, и каждая вызывает сожаление, но в память врезается исповедь Матрены Тимофеевны, потерявшей ребёнка и чудом спасшей ребенка от солдатской доли. Истинного счастья в этих повествованиях герои едва ли найдут. Самоотверженность и стойкость, повиновение и терпение, лозунг "клейменый, да не раб" и христианское смирение — здесь все есть. Но счастья нет. Что такое свобода, если выразить её нельзя? Что значат ростки прогресса в среде традиционного рабства? Таким образом, "Кому на Руси жить хорошо" - невероятно эмоциональное и сильное произведение, которое раскрывает секреты души и показывает насущные проблемы русского народа второй половины XIX в. Так, поэма несет в себе огромное историческое значение. Обновлено: Опубликовал(а): Jin^_^ Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|