|
Медный всадник (ЕГЭ по литературе)Знаменитая поэма А.С.Пушкина "Медный всадник" начинается со вступления, в котором повествуется о памятнике всаднику. Отличительной чертой повествования является то, что речь о памятнике ведется как о чем то обладающем качествами живого существа, способном мыслить и думать: На берегу пустынных волн Стоял он, дум великих полн Описываемый "медный всадник" - это изображение Петра I, который построил Петербург и "прорубил окно в Европу" Вступление этого произведения делится на несколько сегментов. Первый - это тот, в котором говорится о том, как "град заложен" Второй - история о том, как "юный град вознесся пышно" Третий - поклонение Петербургу: "Люблю тебя, Петра творенье!"
Первые два сегмента - это символизация взглядов Петра I, в первом из которых разгорается еще только представление о будущем возложении города: "здесь будем город заложен...все флаги в гости будут к нам", а во втором - осуществляющиеся планы русского царя: "корабли к богатым пристаням стремятся...город появился". Главной мечтой Петра I была именно постройка своего города, для того, что бы "прорубить окно в европу". Третий же сегмент - это изображение отношения самого А.С.Пушкина к описываемому им городу - Петербургу. Автор говорит о том, что благовеет перед ним и любит "строгий стройный вид", "задумчивые ночи", "воинственную живость". Большую роль играют контекстные синонимы, используемые при описании Петербурга: «приют убогого чухонца», затем «юный град», «полнощных стран краса и диво», «младшая столица», «новая царица», «Петра творенье», «град Петров». По этим синонимам можно с легкостью проследить исторический путь Петербурга. Благодаря им воссоздается путь города, который изначально был "скрыт во тьме лесов", а в итоге доросший до стоявшего "пышно и горделиво" - столицу всей России. Пейзаж окружающей Петербург местности не впечатляет своими красками: На берегу пустынных волн Стоял он, дум великих полн, И вдаль глядел. Пред ним широко Река неслася; бедный чёлн По ней стремился одиноко. По мшистым, топким берегам Чернели избы здесь и там, Приют убогого чухонца; И лес, неведомый лучам В тумане спрятанного солнца, Кругом шумел.
Изображение не насыщено отдельными, яркими красками, всё очень безэмоционально и черство: в быстрой реке "бедный челн" "одиноко" борется с сильным течением, а окружающие его избы описываются как "приют убогого чухонца". В описании местности чаще всего преобладают причастия и прилагательные, например: "топкие берега", "убогий чухонец", "неведомый лес". Не менее вышеописанных средств выразительности играет роль и глагол. Например, популярная фраза "прорубить окно в Европу" означает оформление цивилизованного выхода к Европе, антропогенные изменения окружающей природы: болот, лесов. К счастью, угрюмый пейзаж до постройки города заменяется счастливым изображением Петербурга: Прошло сто лет, и юный град, Полнощных стран краса и диво, Из тьмы лесов, из топи блат Вознёсся пышно, горделиво
Удивляет то, что на протяжении всего повествования не упоминается единственное - человек. За всеми "пышными" дворцами и башнями его не видно, но Пушкин дает понять, что на самом деле человек - в каждой постройке, в каждом архитектурном памятнике, ведь именно благодаря трудам человека создан град Петра. Единственное прямое упоминание человека - третий сегмент, и этим человеком является Пушкин, который любуется Петербургом и восхищается его красотой. Возвращаясь к глаголам, самым часто используемым оказался глагол "люблю": "Люблю тебя, Петра творенье .. Люблю твой строгий, стройный вид" "Люблю зимы твоей жестокой недвижный воздух и мороз"", люблю воинственную живость потешных Марсовых полей", "Люблю, военная столица,твоей твердыни дым и гром" Таким образом, можно сделать вывод, что вступление "Медного всадника" - это гимн Петербургу, его исторический путь, путь города, возложенного на совершенно непригодной для этого местности, но благодаря человеку-труженику созданном. Обновлено: Опубликовал(а): prep0dam Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|