Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Мир глазами художника в творчестве Н. А. Заболоцкого (Школьные сочинения)

Н. А. Заболоцкий в своём творчестве особенное внимание уделяет теме живописи, поэтому его лирический герой обладает исключительной проницательностью по отношению к природе и искусству. Внимание к деталям, пластика - эти черты переходят из мира художника в мир поэта и развиваются в психологических наблюдениях, философских мыслях. В стихотворениях “Портрет”, “Сентябрь”, “Вечер на Оке” разными способами изображается один и тот же мотив – мотив восприятия мира глазами художника.

“Портрет” содержит реминисценцию к реальной картине, портрету Струйской кисти Ф.

С. Рокотова. Для Заболоцкого важно передать “души изменчивой приметы” таким образом, как это бы сделал художник: глубина душевных переживаний раскрывается через глаза изображаемой героини – эта деталь центральна и на картине, и в стихотворении. С помощью многочисленных сравнений (“как два тумана”, “как два обмана”) автор не пытается представить образ наяву, а делает его более абстрактным, наполняет его лиричностью и психологичностью. Незавершённость и неопределённость, вызываемые “полуулыбкой”, “полуплачем”, “полувосторгом”, “полуиспугом”, соответствуют колеблющемуся эмоциональному состоянию лирического героя. В тех условиях, когда наступает промежуточное время между днём и ночью, сумерки, “и приближается гроза”, он также проникается таинственностью портрета и вспоминает загадочное “мерцание глаз” Струйской.

Если в этом стихотворении лирический герой спрашивает читателю “ты помнишь, как из тьмы былого...?”, то есть обращаясь к памяти, к прошлому, то в “Сентябре” он просит запечатлеть образ настоящего: “Вот теперь, живописец, выхватывай … / Нарисуй эту девушку мне”. Интересно, как Заболоцкий применяет двухуровневое сравнение. Изначально поменявшая окрас листвы на осенний орешина сравнивается с покрасневшей девушкой (визуализация конкретного образа), а в последнем четверостишии он сравнивает девушку, молодую царевну, с деревцем (“нарисуй [девушку], словно деревце, зыбкую”). Перешедшее из одной плоскости в другую и обратно, это сравнение нанизывает новые образы и обогащается ими. Общее описание времени года (конец сентября) дополняется более мелкими природными деталями: “большие горошины” - капли или градины, “серебристая изнанка листа” тополя, “первый луч” (когда осенью он на самом деле последний). В начале автор обращается к читателю не как к художнику, а как к рядом стоящему созерцателю, делает акцент на красоте окружающего мира. Этот приём рождает диалог между автором и читателем, и в четвёртом четверостишии автор вовлекает третьего созерцателя - обращается непосредственно к живописцу, которого просит описать девушку-орешину на полотне; так читатель, независимо от того, живописец он в действительности или нет, становится им, автор призывает его смотреть на мир природы глазами художника и ловить моменты истинной гармонии и красоты.

Однако, согласно авторским утверждениям, “подлинная радость” “очарования русского пейзажа” открывается далеко не всем художникам; для того, чтобы понять и воспринять природу, человеку необходимо впасть в состояние очарованности, что из-за бытовой обыденности сделать непросто. В стихотворении “Вечер на Оке” также, как и в “Портрете”, момент, когда грань между мирами истончается и человек наиболее близок к несубъективному восприятию мироздания (тезисы шеллингианства), приходится на сумерки, “И лишь когда за темной чащей леса / Вечерний луч таинственно блеснет”, читатель способен в мире распознать “множество диковин”. С помощью приёма, который Заболоцкий использует в “Сентябре”, читатель снова становится художником и получает возможность судить о том, насколько мир живописен и хорош. Автор использует сравнения (“как бы сквозь прозрачное стекло”, “как будто под руками ювелира”) и развёрнутые метафоры (“вся грудь реки приникнет к небосводу”) по такому же принципу, как художник использует инструменты для живописи: масляные краски, мастехин и кисти, поэтому можно говорить о роли поэта как о художнике слова, способного речевыми образами передать материальные понятия, не отягощая значением осязаемых объектов.

Множество описательных способов и приёмов, авторкие обращения к читателю, заимствование и воплощение романтических идей формирует особенное художественное восприятие мира лирическим героем. Он, рассуждая о влиянии природы и искусства на человека, наделён большой властью от автора, так как может от его лица переносить живописные образы в сознание читателя, поддерживаемые богатством поэтической речи.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.