|
Жизненные принципы Чацкого и Молчалина по комедии Горе от Ума (Грибоедов А. С.)Благородный муж думает о должном. Низкий человек думает о том, что выгодно. Конфуций Комедия "Горе от ума" была завершена А. С. Грибоедовым к осени 1824 года. Произведение поставило писателя в один ряд с первыми поэтами страны. И действительно, нельзя поспорить с гениальностью этой комедии - в ней полностью раскрываются самые важные проблемы России XIX века. Кроме того, эти же самые проблемы актуальны и по сей день. "Комедия полна характеров, обрисованных смело и резко", - писал А. Бестужев. Одним из основных вопросов, поднятых автором, является противостояние между умным человеком и глупцами - единицей общества и толпой. В произведении этой единицей, безусловно, является Чацкий, глупцами - фамусовское общество. На протяжении всей комедии наблюдаются четкие границы между данными двумя сторонами. У них заметно отличается поведение, мировоззрение, отношение к любви, деньгам, долгу и чести, образованию и жизни в целом. Чацкий появляется и проходит через всю комедию "громом среди ясного неба". Он возникает шумно и внезапно (по описаниям в произведении, так же внезапно он и исчез за три года до этого). Далее эта самая "выскочка" восхваляет Европу, ее ритмичное движение, наполненное жизнью, образуя еще один пункт в социальном конфликте между ним и московским обществом с давно устоявшимися и неизменными нравами и характерами. Однако не стоит считать, что Грибоедов призывает подстраиваться под Европу - он выступает за собственное начало движения жизни в России. В основе жизненных принципов Александра Андреевича Чацкого лежат разум и образование, негативно встреченные в месте его появления. Чацкий не гонится за чином и богатством, отвечая на вопросы о них совершенно равнодушно (диалог с Молчалиным в третьем явлении третьего действия). Для него дела есть дела, веселье есть веселье, любовь есть любовь, деньги есть деньги. В отличие от противопоставляемого ему общества, Чацкий четко разграничивает эти понятия, не ищет выгоду для одного из них в другом. Служба, в первую очередь, является служением делу в благих намерениях, а не прислуживанием какому-либо человеку ради получения денег. От лица всего фамусовского общества в противопоставление Чацкому выдвигается Молчалин. Вначале их сталкивает между собой любовный конфликт. Являясь "жалким созданием", по словам Александра Андреевича, Алексей Степаныч все равно лидирует в борьбе за сердце девушки, что приводит Чацкого в недоумение: "Ах! Софья! Неужели Молчалин избран ей! А чем не муж? Ума в нем только мало; но чтоб иметь детей, кому ума недоставало?" Софья является частью фамусовского общества, соответственно, она ищет более близкого к ней человека. До Чацкого она разумом не дотягивает, а из Молчалина воображает себе идеальный образ. Собственно, даже Молчалин сумел ее обмануть, из так называемой "любви" к девушке пытаясь извлечь денежную выгоду. Своего развития мыслей Алексею Молчалину не хватает для обладания личным мнением. Он объясняет это "небольшим чином" и тем, что "ведь надобно же зависеть от других", в то время как Чацкий не понимает, "зачем же мнения чужие только святы". Несмотря на превосходство над Алексеем Степанычем, Александр Андреевич терпит поражение, а вскоре его и вовсе считают сумасшедшим. Это связано, главным образом, с тем, что Молчалин - представитель фамусовского общества, а Чацкий выступает против него, значит и против них всех, а как давно известно: "один в поле не воин". Человек с мнением, отличающимся от общепринятого, с иным мышлением всегда считается "другим", "не своим", а иногда и вовсе сумасшедшим, как в данном случае. Эта проблема в наше время особо актуальна, так как со временем она только усиливается и распространяется на всё большее и большее количество людей. Все чаще люди боятся своего собственного мнения лишь потому, что его могут воспринять с осуждением, причем боятся не только оглашать эти мнения, но и даже в принципе иметь их. Обновлено: Опубликовал(а): Екатерина_Листопад Внимание! Спасибо за внимание.
|
|