|
БАЙРОН В ТВОРЧЕСКОМ СОЗНАНИИ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА И И. П. БОРОЗДНЫ. Часть 1 (Байрон Д. Г.)В 1830 г. малоизвестный литератор, современник М. Ю. Лермонтова Иван Петрович Бороздна пишет стихотворение «Лорд Байрон пред Миссолонги», посвящённое последним дням жизни великого английского поэта. Известно, что Джордж Гордон Ноэл Байрон умер 19 апреля 1824 г. в Греции, где участвовал в освободительном движении. Почему шесть лет спустя И. П. Бороздна, помещик из села Медвёдово Черниговской губернии, решил откликнуться на смерть автора «Чайльд-Гарольда»? Проблема байронизма в русской литературе неоднократно поднималась критикой и литературоведением начиная с середины XIX в., в особенности – в связи с творчеством М. Ю. Лермонтова, который «по основным особенностям своей художественной личности <…> подошел к английскому поэту гораздо более близко, чем кто бы то ни было из его русских предшественников» [17, 342]. Основная особенность литературного влияния Байрона заключается в том, что оно не ограничивается прямыми текстовыми заимствованиями. Напротив, как писал М. Л. Нольман, «там, где меньше всего текстуальных совпадений, как раз сильнее всего проявляется преемственность, т. е. одновременно связь и своеобразие» [21, 494]. При этом, – констатируется исследователями, – «зависимость байрониста от своего образца находилась в обратном отношении с силою его таланта: чем крупнее был талант, тем меньше была эта зависимость и тем более байронизм являлся лишь элементом <…> в развитии собственных творческих замыслов поэта» [4, 83]. И потому, говоря о байронизме Лермонтова, и его современники, и исследователи XX-XXI вв., несмотря на значительное количество лермонтовских переводов, подражаний и явных реминисценций из Байрона, имеют в виду, прежде всего, «байроническое настроение» [25, 257] его поэзии. Проявляется же это настроение в лейтмотиве «мировой скорби» [21, 494], «безнадежности и безрадостности» [23, 343], пафосе «отрицания и протеста» [19, 3], «протестующего, злого и мстительного скепсиса» [18, 4], культе «разума и сильных страстей» [21, 467]. Доминирующими чертами лирического героя «байронического» стихотворения или героя «байронической» поэмы обычно являются «любовь к свободе», «неудовлетворенность жизнью», «тревожное состояние духа» [23, 343], «дух высокомерия» [25, 5], «гордая душа», необыкновенные «размеры эгоизма» [13, 284], «душевный надлом» [19, 3], «разлад с обществом и с самим собой» [19, 5], «отчаяние, вследствие сознания своего одиночества» и «глубочайшее презрение к мелочности той жизни, которою создано одиночество» [14]. Оригинальность содержательной составляющей поэзии Байрона, художественное совершенство его произведений, «соответствие запросам эпохи, склонной к пессимистической оценке жизни» [4, 83] обеспечили поэту популярность далеко за пределами Англии, в том числе в России, где, по известному выражению П. А. Вяземского, было «невозможно поэту не отозваться Байроном, <…> как ни будь велико и даже оригинально дарование» [12, 2, 125]: «почти все поэты пушкинской эпохи переводили Байрона или так или иначе выражали сочувствие его поэзии» [4, 83]. Естественно, в их число входили не только известные поэты, но и литераторы второго и третьего ряда, широкого изучения творческого наследия которых требуют вопросы литературной традиции [17, 15]. Одним из малоизученных поэтов, испытавших влияние байронической поэзии, был Иван Петрович Бороздна (1804-1858), творческое наследие которого составили три стихотворных сборника («Опыты в стихах», «Лира», «Лучи и тени») и поэма «Поэтические очерки Украины, Одессы и Крыма». Обновлено: Опубликовал(а): straus88 Внимание! Спасибо за внимание.
|
|