|
Какие художественные средства помогают Мандельштаму в стихотворении «Ленинград» изобразить предчувствие беды? В каких произведениях отечественной поэзии встречается образ города и в чём его изображение можно сопоставить с «Ленинградом»? (ЕГЭ по литературе)15. О.Э. Мандельштам не понаслышке знал, что значит ожидание ареста. Эту пугающую, тяжелую атмосферу предчувствия беды ему мастерски удалось передать в стихотворении «Ленинград». Стоит обратить внимание на то, что автор выбирает просторечную лексику. Практически все метафоры стихотворения связаны с бытом, причем с самой неприглядной его стороной: «рыбий жир ленинградских речных фонарей», «где к зловещему дегтю подмешан желток», «кандалы цепочек дверных». Благодаря этому стихотворения становится особенно мрачным, как задние дворы самых бедных районов города. В темном мире стихотворения особенно ярко и контрастно выглядят строфы, в которых лирический герой говорит, что не хочет умирать. Кажется, что в этом страшном городе любые попытки спастись тщетны. Именно на это указывает анафора в четвертой и пятой строке: повторяя слово «Петербург», лирический герой словно отчаянно кричит. Но вряд ли ему кто-то ответит: Петербург в стихотворении поэта становится городом мертвецов. Интересна и финальная строфа стихотворения: ирония показывает читателю, что «гости дорогие» - это совсем не гости, а чужаки, которые вот-вот настигнут лирического героя и превратят его в одного из миллионов мертвецов, населяющих Ленинград.
16. О.Э. Мандельштам является не единственным поэтом, который изображает город в своих произведениях. Анна Ахматова, как и Мандельштам, обращается к образу Петербурга в своих «Стихах о Петербурге», но этот город в ее стихотворениях является не мрачным городом, где в любое мгновение может случиться непоправимое, а город, величественный и родной одновременно, и лирическая героиня связана с ним нерушимыми узами: это место, которое наполнено для нее воспоминаниями о прошлом, и поэтому ей кажется, что даже «под аркой на Галерной наши тени навсегда». Лирический герой Мандельштама тоже неразрывно связан со своим городом, знакомым ему «до слез, до прожилок, до детских припухлых желез», но его связь с городом мрачная, болезненная. Марина Цветаева в стихотворном цикле «Стихи о Москве» тоже рассказывает о своем любимом городе. Одно из стихотворений цикла «Настанет день - печальный, говорят…», как и стихотворение Мандельштама, затрагивает тему смерти. Но в отличие от пугающего мира Мандельштама, лирическая героиня Цветаева говорит о смерти спокойно. Она не пытается отсрочить свою смерть, не ждет со страхом «гостей дорогих», а предчувствует ее, причем, скорее всего, в далеком будущем - настолько далеком, что ей не верится, что этот день будет печальным. Таким образом, в стихотворениях Цветаевой и Ахматовой город является близким и родным лирическим героям, в то время как город у Мандельштама – это что-то зловещее и даже сюрреалистическое в какой-то мере. Обновлено: Опубликовал(а): ruonna Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|