|
Роль пейзажа в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» (ЕГЭ по литературе)Поэма «Мцыри» была написана Лермонтовым незадолго до своей смерти и является одним из последних его произведений. В ней воплотились все основные принципы позднего романтизма писателя, направления, которому тот так или иначе следовал на протяжении всего творческого пути. Центральные мотивы поздней лермонтовской лирики, мотив одиночества и мотив свободы, в этой поэме отражаются в неком идейном синтезе, становясь синонимичными. Таким образом новое звучание в «Мцыри» обретает и традиционный романтический дуализм, построенный на противопоставлении идеального «там» и неидеального, но реального «здесь», обретает новое звучание. Все эти характерные черты, обуславливающие своеобразие поэмы, реализуются за счет пейзажа, играющего в произведении огромную роль. Лермонтовский пейзаж, несомненно, романтический и не может выступать как самостоятельный элемент произведения, что, тем не менее, не умоляет его значения. Он является не объективно-реальным изображением природы, в этой поэме он резко субъективирован, символичен и подчиняется принципу психологического параллелизма. Природа здесь- олицетворение свободы для Мцыри, достижение которой является главной целью его существования. мир дикой природы, в который окунается Мцыри в дни своего побега, кипит жизнью и борьбой, так необходимой юной и подвижной душе героя, в противовес застойной монастырской жизни. На воле он наслаждается грозой, тогда как монахов буйствующая стихия пугает. А в схватке юноши грозным и царственным барсом раскрывается его подлинная сила, не только физическая, но и духовная. Одиночество, мучавшее Мцыри в монастыре, сменяется единением с природой, которую Лермонтов очеловечивает и в то же время отделяет от мира людей, как и своего героя. Слияние Мцыри с природой подчеркивается автором во многих эпизодах: «О, я, как брат, обняться с бурей был бы рад», «глазами тучи я следил», «рукою молнию ловил». Таким образом, пейзаж, изображение взаимодействия мира природы и главного героя поэмы являются решением двух ключевых тем произведения: темы одиночества и темы свободы. Характерное для поэтов-романтиков двоемирие имеет место и в данной поэме. Противопоставление мира монастыря, «тюрьмы», и мира природы и воли так же строится на изображении пейзажа. «Сумрачным стенам», в которых герой жил «рабом и сиротой» в «Мцыри» почти не уделяется внимания, жизнь там описывается скудной и однообразной, именно такой она была для героя. Таинственное, но желанное «там», олицетворение свободы и спасения от одиночества, воплощается, с одной стороны, в воспоминаниях Мцыри о родном ауле и детстве, а с другой в описании трех дней, проведенных им в горах. Примечательно то, что, вспоминая о покинутой родине, Мцыри думает не только об отце и сестрах, в его памяти всплывают отчетливые картины горного ручья, к которому тот ходил играть. Этот ручей представляется почти что другом мальчика, и именно с этого начинается развитие идеи единства героя с природой. В итоге, пейзаж мира, который находится за пределами монастыря, частично формирует образ самого Мцыри, что подчеркивает его единство с природой и волей и отчуждение от мира «тюрьмы». Таким образом, можно сделать вывод о том, что пейзаж в лермонтовской поэме играет невероятно значительную роль, для обозначения и развития основного конфликта и тематики, а также для раскрытия личности и внутреннего мира главного героя. Обновлено: Опубликовал(а): Edelweiss Внимание! Спасибо за внимание.
|
|