|
В чем символический смысл образа птицы-тройки в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»? (ЕГЭ по литературе)Авторским определением жанра «Мертвых душ» является поэма, несмотря на то, что произведение написано в прозе и, на первый взгляд, далеко от лиро-эпического рода. Одними из главных причин, оправдывающих гоголевскую характеристику собственного творения, можно назвать наличие множества объемных и значительных лирических отступлений, а также своеобразие художественных образов. Наиболее полно эти свойства прослеживаются в появлении в финале романа в превращении реальной тройки в символическую птицу-тройку. Данный образ и развертывающиеся вокруг него авторские размышления являются центральными в финале первого тома, логически довершают идейную структуру и многие сквозные темы и мотивы «Мертвых душ». Мчащаяся вперед птица-тройка в первую очередь символизирует Россию, в светлое будущее которой Гоголь верил с глубоким и искренним патриотизмом. Появление такого возвышенного образа в плутовском романе происходит весьма органично благодаря звучавшему на протяжении всего повествования голоса автора, поэта-пророка. Предшествующие лирические отступления, отличавшиеся особой патетичностью, - не только знак героического прошлого в безотрадном настоящем, но и намек на будущее перерождение героев и Руси в целом. Известно, что во втором и третьем томах Гоголь намеревался именно воскресить «мертвые души», а вместе с тем и подарить будущее всей Родине. Так, птица-тройка, уносящая Чичикова прочь от города N, поводит итог развивавшимся с самых первых страниц повествования, с первого появления человека средней руки и франта с тульской булавкой на манишке, темам помещичьего благополучия и светского общества. Помимо этого, завершение получает тема русского крестьянства, занимавшая значительное место структуре идейного содержания поэмы. В мире современности, изображаемом в произведении, настоящим русским богатырям не находится места: все они являются лишь воскрешенные голосом автора из переписей мертвых душ. Этим людям противопоставлены хозяева- помещики и еще живые бестолковые дядя Митяй и дядя Миняй, не способные даже развести сцепившихся лошадей. Именно так Гоголь создает образ чаемой идеальной России- трудовой, сметливой, разгульной, песенной. И таким грезится будущее, куда несется птица-тройка, правимая рукой Селифана, созданная простым «ярославским расторопным мужиком», ведь «не здесь ли быть богатырю, когда есть место, где развернуться и пройтись ему?». Еще одним сквозным мотивом «Мертвых душ» был мотив пути, развитие которого достигает максимальной точки в финале. Дорога чичиковской брички как элемент фабулы всегда являет собой утомительное и скучное пространство, которое нужно поскорее преодолеть, чтобы достичь цели. Однако дорога в лирических отступлениях дорога превращается в пространство волшебное: она лечит, в ней рождаются новые замыслы и в итоге она становится символическим воплощением России и жизненного пути человека. Гоголевская поэма проникнута философски задумчивым патриотизмом, что проявляется в множественных лирических отступлениях. И именно появление птицы-тройки – символического воплощения всей России – подводит своеобразный итог грандиозного размаха авторскому размышлению о родной стране: «Русь, куда ж несешься ты? дай ответ. Нет ответа.» Обновлено: Опубликовал(а): Edelweiss Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|