|
«Начало личности наступает намного позже, чем начало индивида» (Б.Г Анафьев) (ЕГЭ обществознание)В своем высказывании автор поднимает актуальную проблему. Она связана с влиянием общества на человека. Б.Г Анафьев говорит о том, что только в процессе социализации человек становится личностью. Но уже задолго до этого мы можем рассматривать человека как индивида. Кто же является индивидом? Чем он отличается от личности? В какой момент времени мы говорим о людях, как о личностях, а когда как об индивидах? Человек является индивидом с самого рождения, тогда как под определением мы понимаем единичного представителя рода, отдельный организм, самостоятельно существующий. С взрослением каждый отдельный человек приобретает новые навыки, умения, особенности, не связанные с биологической составляющей, у него формируются вкусы и предпочтения. Он приобретает индивидуальность. Личность - это нечто большее. Личностью мы называем человека, обладающего определенным набором психологических свойств, на которых основываются его поступки, имеющие значение для общества. Он самостоятельно выстраивает и контролирует свою жизнь, несет за неё ответственность. Структура личности сложна и многообразна. З. Фрейд включал 3 составляющие: «Ид», ЭГО «Я», СУПЕРЭГО «Сверх-Я». Ид – основа психического развития, к ней относятся врожденные бессознательные влечения. «Я» располагается как в осознанном слое, так и в предсознании. Это разум, рассудок, принцип реальности, совесть. Оно предупреждает о невозможности осуществления желаний и стоит на соблюдении норм, принятых в данном обществе. Третья структура формируется в процессе жизни ребенка и включает в себя ценности, нравственность, духовность. Между этими тремя структурами личности существует неустойчивое равновесие, а Эго становится ареной борьбы противоречивых тенденций, которые диктуются Ид и СуперЭго, создавая внутренний конфликт. Структура личности по Рубинштейну имеет также три компонента. Первый – это направленность, состоящая из мотивов и потребностей. Т. е. какой-то один компонент направленности определяет деятельность человека, а другие на него опираются. Второй компонент составляют способности, знание, умение и навыки, основные средства деятельности, которые человек приобретает в процессе познавательной и предметной деятельности. Навыки помогают достигать результатов в новой сфере деятельности. Третий компонент – индивидуально-типологические свойства, такие как характер и темперамент, обеспечивающие своеобразность человека, уникальность его личности и определяют поведение. Таким образом, в психологии личность формируется через взаимодействие с миром и обществом. Социальная среда, социальные институты формируют человека как личность, то есть ей можно стать только в процессе социализации. Это долгий процесс, состоящий из различных компонентов. Как видно из рассмотренных подходов начало индивида наступает намного раньше начала личности. В подтверждение приведем пример известной певицы Полины Гагариной, занявшей 2 место на конкурсе «Евровидение-2015». В юности она поступила в музыкальную школу, участвовала в различных проектах, таких как «Фабрика звезд». Она занималась, развивалась. Постоянные тренировки привели ее к успеху. Она стала значимой фигурой в современном обществе. Ее творчеством восхищаются многие люди, они вдохновляются ее исполнением. Со временем она стала по-настоящему значимой личностью. Обратимся к другому примеру, подтверждающему истинность высказывания. Фотопроект, созданный лондонским фотографом, посвящен современным детям-маугли, выросшим в лесу. Наиболее известными из таких детей являются Камала и Амала из Индии-девочки 8 и 12 лет. Они были найдены в логове волков. Они передвигались на четвереньках и совсем не были похожи на людей, предпочитали сырое мясо. За время пребывания с волками за отсутствием социализации они так и не стали личностями. Их пытались вернуть в привычное общество, воспитать и обучить, но слишком много времени они провели в дикой природе. Поэтому мы можем рассматривать их только как индивидов, но не сформированных личностей. В другом же случае, как, например, с Оксаной из Украины, терапия помогла вернуть ей необходимые навыки, но все же лишь на уровне пятилетнего ребенка. Забытая родителями на улице, она нашла спасение в вагоне с собаками и 2 года жила вместе с ними. К моменту оказания помощи ей было 8 лет. Она не стала личностью в полном смысле слова, но получила необходимые навыки для жизни среди людей и теперь ухаживает за животными. Исследования показывают, что процесс становления личности занимает достаточно продолжительный период в жизни каждого индивида. Каждый отдельно взятый человек с любого возраста может называться индивидом, но не каждый- личностью. Личностью не рождаются, ею становятся в процессе социализации. Лишь в осознанном возрасте человек сам управляет своей жизнью, несет за нее ответственность, и, обладая набором психологических свойств, приносит благо обществу. Обновлено: Опубликовал(а): Я не Я Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|