|
Вы здесь: Критика24.ру › Тургенев И. С.
Анализ сцены дуэли между Базаровым и Кирсановым в романе Тургенева «Отцы и дети» (Тургенев И. С.)Сцена дуэли в романе «Отцы и дети» является одним из ключевых моментов всего произведения. Именно здесь находится кульминация и развязка главного конфликта произведения - конфликта отцов и детей. Ни Евгений Васильевич, ни Павел Петрович не задумываются о реальных последствиях дуэли. Базаров же вообще называет её «нелепостью» с теоретической точки зрения, но, тем не менее, соглашается, так как не хочет быть оскорблённым старшим Кирсановым. «Я сам так думаю. Полагаю также неуместным вникать в настоящие причины нашего столкновения. Мы друг друга терпеть не можем. Чего же больше?»- говорит Павел Петрович. Действительно, между Базаровым и старшим Кирсановым существовала взаимная неприязнь ещё с первой встречи. У них были разные взгляды на жизнь, отношение к искусству и природе. Но это не является единственной причиной их поединка. Сцене дуэли предшествует увиденный Павлом Петровичем поцелуй Базарова и Фенечки. Именно он и стал одной из причин для поединка между старшим Кирсановым и Евгением Васильевичем. Павел Петрович желал сохранить благополучение и счастье в отношениях своего брата и Федосьи Николаевны, которое могло разрушиться в один миг из-за этого поцелуя. Также он видел некоторое сходство её и Княгини Р.- давней возлюбленной Павла Петровича, поэтому не хотел, чтобы её репутация пострадала: - А не правда ли, Николай, в Фенечке есть что-то общее с Нелли? - С какою Нелли, Паша? - Как это ты спрашиваешь? С княгинею Р… Особенно в верхней части лица. Тургенев даёт подробную характеристику природы перед началом дуэли. Он показывает её спокойной и безмятежной, противопоставляя тем самым накалившейся обстановке перед дуэлью: Пётр «дрожал в лихорадке», Базаров и старший Кирсанов были взволнованы, ведь этот поединок мог стоить их жизни. Природа же спокойно пробуждалась от ночного сна. Этим Тургенев показывает величие природы над простыми мирскими невзгодами. Если рассматривать именно саму дуэль с точки зрения дуэльного кодекса, то можно найти множество случаев несоблюдения правил: нельзя было вызывать на поединок человека более низкого социального статуса; должен был присутствовать врач; из пистолетов нельзя было до этого стрелять. Да и принимая вызов Павла Петровича на дуэль, Базаров нарушает свои принципы нигилизма, ведь дуэль также является пережитком прошлого. А Кирсанов старший вызывает на дуэль человека более низкого социального статуса, нарушая правила среди аристократов. Дуэль проходит в жёстких условиях, ведь стреляют они с расстояния всего десять шагов. В ходе поединка Евгений Васильевич ранит в ногу Павла Петровича. Он поступает благородно, оказывая ему первую помощь и отказываясь продолжать дуэль. «Каждый из них сознавал, что другой его понимает. Друзьям это сознание приятно, и весьма неприятно недругам, особенно когда нельзя ни объясниться, ни разойтись»-говорится после разговора Базарова и старшего Кирсанова. Пройдя через дуэль, они смотрят друг на друга, как не на противника во взглядах, а обычного человека. Они понимают, что между ними нет такой огромной пропасти, как представлялось. Сцена дуэли является кульминацией и развязкой главного конфликта романа «Отцы и дети». Обновлено: Опубликовал(а): Charlotte Внимание! Спасибо за внимание.
|
|