|
Смысл эпиграфа (О литературе)Эпиграф - от греч. epigraphe - надпись. Традиционно эпиграфом называют цитату, которую автор ставит перед всем произведением или перед отдельными его разделами. Энциклопедии относят появление эпиграфов к началу XV в. Впервые он отмечен в "Хрониках" Фруассара (написаны в 1404-м, опубликованы в 1495 г.), "Максимах" Ларошфуко ("Наши добродетели - это чаше всего искусно переряженные пороки"). Широкое распространение эпиграф получает в конце XVIII -начале XIX в. на Западе - в творчестве Руссо. Стендаля, Гюго, Гёте, Шиллера, в России - Карамзина, Батюшкова, Жуковского, Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Некрасова, Герцена. Эпиграф - это своего рода маска, за которой скрывается автор, когда он, не желая прямо заявлять что-то, косвенно выражает свое отношение к событиям, которые он изобразил в произведении. Эпиграф - «смысловой ключ» произведения (В.Шкловский). Именно с его помощью автор направляет ассоциации читателя в нужное русло. Так. В.Шкловский заметил, что "Пиковая дама" Пушкина нередко прочитывается как повесть о романтическом герое, между тем как сам поэт ввел снижающий эпиграф к произведению: "Пиковая дама означает тайную недоброжелательность (Новейшая гадательная книга)". Таким образом, с помощью эпиграфа автор корректирует, направляет читательское восприятие. Это особенно существенно в тех произведениях, где есть герой-рассказчик и позиции автора и повествователя не всегда совпадают (так, например, в «Повестях Белкина» Пушкина дан не только один общий эпиграф но и эпиграф к каждому из пяти произведений в отдельности). Высказывая свое отношение к изображаемому, художник в то же время стремится уйти от прямолинейности, назидательности. В этом ему помогает "чужое" слово. Именно потому одно из важнейших свойств эпиграфа - цитатность. Однако уже в классической литературе встречаем два типа цитат: фрагменты известных текстов (библейских, фольклорных, литературных) и типизированные, обобщенные выражения, не принадлежащие какому-либо автору. Последние часто оформляются как заимствованные из разговора, из газет, записных книжек... «У меня нет таланта, у меня есть призвание» (из разговора) — И.Фоняков. «Нет бога у меня...»; «В нашем клубе теперь культурно. Ребята теперь не пляшут» (из речи заведующей клубом Маши Р.) - С.Викулов. «Не пляшут... ». Более того, в поэзии появляются эпиграфы, вводящие предварительную, «фоновую» информацию, необходимую для понимания текста. Например: «Сочетание 88-С по коду радистов означает "целую"» («Восемьдесят восемь» Р.Рождественского); «По мостам войска проходят не в ногу» («Воспоминание о награде» М. Дудина). Сравним различные варианты работы с эпиграфами у поэтов. 1. Эпиграф включается в текст как полная неизменная цитата либо сохраняющая, либо меняющая собственный первоначальный смысл. Эпиграф: «Живет моя отрада... (Русская песня) » к стихотворению Вс. Рождественского «Плотичка»: «Живет моя отрада, / В озерной глубине, / И все ее повадки/ Известны только мне». 2. Эпиграф представлен в тексте в усеченном виде - лексическими «осколками» или же ассоциативно, тематически связанными с эпиграфом словами. Например, эпиграф «Познай, где свет - поймешь, где тьма! (А.Блок) » к стихотворению Л.Озерова «Есть в красках отзвуки и звуки...» 3. Эпиграф задает особенности формы стиха: ритмометрический строй, тип рифмы и т.п. Так, стихотворение В.Соколова «Натали, Наталья, Ната... » выдержано в метрической схеме четырехстопного хорея, которым написаны «Бесы» Пушкина, откуда взят эпиграф «Мчатся тучи...». Причем само обращение к эпохе Пушкина определило и соответствующую стилистическую окраску (высокую, архаическую) стиха В.Соколова, где есть такие слова: чревато, надоба, длань, нетленный. 4. В стихотворении содержатся «сокращенные знаки-указания» (З.Г.Минц) на эпиграф. Это могут быть имена (в широком смысле), отношения между персонажами, определенные сюжетные линии текста-источника. Так, стихотворение Д.Самойлова «Поэт и Старожил» предваряет следующий эпиграф: «Не для житейского волненья./ Не для корысти, не для битв, / Мы рождены для вдохновенья, /Для звуков сладких и молитв» («Поэт и толпа» Пушкина). Эпиграф здесь - своего рода свернутое содержание полного текста, он концентрирует противопоставление обыденности, приземленности толпы и высокого призвания Поэта: Стихотворение Д.Самойлова построено, как и пушкинское, в форме диалога, драматической сцены, причем отношения Поэт - Старожил у Самойлова аналогичны противопоставлению Поэт — Чернь у Пушкина: вдохновенный, приподнятый рассказ Поэта эмоционально и стилистически контрастен репликам Старожила. Заметим, однако, что Поэт Самойлова не чужд «житейскому волнению». Сравним его прозаическую начальную реплику: «Скажите, гражданин, / Как здесь пройти до бани?» и высокий слог заключительного монолога: «...еще дымился Костер./ И месяц наверху налился./ И косо плыл подыму, как ладья». Конечно, такое разделение, раскладывание «по полочкам» связи эпиграфа и текста в значительной мере условно; реально, в произведении, они сочетаются: ритмико-интонационная близость эпиграфа к тексту обычно поддерживается лексически, цитирование эпиграфа часто задаст ритмический рисунок стиха. Большинство эпиграфов «самодостаточны» и не требуют обязательною обращения к произведению, фрагментом которого они являются. Однако иногда эпиграф может выступать как знак, отсылающий к полному тексту или - шире - к некоторому сюжету, художественному образу, литературной традиции. Утрата культурно-исторического фона (смена поколений) приводит к непониманию эпиграфа и необходимости специальных пояснений. Так, В.Шкловский в «Заметках о прозе русских классиков» убедительно доказывает, что три стихотворных эпиграфах о Москве к VII гл. «Евгения Онегина» могут быть в полной мере осмыслены, лишь если обратиться к полному тексту их «источников» - произведениям И.Дмитриева, Е.Баратынского и А.Грибоедова. Тогда-то и выявится внутренний контраст отрывков, своеобразие пушкинского подхода к материалу. Такие эпиграфы встречаются и в современной поэзии (Л.Васильева, А.Тарковский, Б.Ахмадулина и др.). Они призваны напомнить, оживить в памяти хорошо знакомое прежде. Когда Л.Озеров берет эпиграф из Пушкина: «Четырехстопный ямб мне надоел» - пишет: «Четырехстопный ямб не надоел, / Не оставляю мальчикам в забаву/ Его омытых нашей кровью стрел», - то мысль его стихотворения раскрывается в нашем, читательском, сопоставлении этих стихов со стихами пушкинскими... Эпиграф требует повторного чтения, притягивает, возвращает к себе читательское внимание. Он - нечто вроде авторского нота бене. Вот почему умелое и тонкое владение эпиграфом - признак высокого писательского мастерства. Обновлено: Опубликовал(а): katerina510 Внимание! Спасибо за внимание. |
|