|
Социально-политическая тематика по поэме Демон (Лермонтов М. Ю.)Поэма «Демон» по праву считается вершиной творчества знаменитого поэта М.Ю. Лермонтова, которой он посвятил 12 лет. В течение всей творческой жизни Михаил Юрьевич возвращался к таинственному образу Демона, создав восемь вариантов произведения. В каждом из них сменялись декорации происходящих событий, образ же главного персонажа – таинственный, печальный и переполненный одиночества – оставался неизменным.
Ключевые литературные и социальные веяния отчетливо прослеживаются в данной поэме. Как и в большинстве произведений XIX века, «Демон» не только полон мистицизма и библейской тематики, но и рисует ярчайший образ одинокого героя-отступника и борца с устоями.
Лермонтов искренне привязан к своему герою, не смотря на то, что рисует отрицательный по своей сути персонаж. Автор испытывает к нему глубокое сострадание, даже жалость, ведь именно в отрицании окружающего мира, его добродетелей и ценностей, кроется глубокое одиночество героя. Опустошенный, погруженный в свою тоску и меланхолию – таким Лермонтов рисует нам Демона в самом начале произведения не просто так. Ему суждено пройти символичный путь от падения к перерождению, дающему ответ на ключевой вопрос эпохи: где путь к истинной свободе?
Сквозь образ демона в поэме мы можем проследить долгий, полный сомнений путь самого Лермонтова, в осмыслении трагичных декабрьских событий. Как говорилось выше, мы знакомимся с демоном в момент пика его опустошения и отчаяния. Виной которому невидимый персонаж Бога, покаравшего гордого и мятежного Демона за его отрицание и презрение устоявшего порядка. Образ бога олицетворяет абсолютного тирана, угнетающего свободный и независимый дух самого автора, воплощенного в герое.
Прекрасная, живая Тамара становиться для Демона тем образом света и абсолютного идеала, который был в наказание отнят у него богом. «Святыня любви, добра и красоты», воплощенная в юной деве, символизирует тот самый идеал свободы человеческой жизни, который ищет автор. Он обретает долгожданный смысл своего существования, но губительный эгоизм, стремление к разрушению приводят к гибели Тамары. Демон не смог отказаться от нее, даже осознав губительность свой любви для простого земного существа. Пытаясь отрицать существование того самого идеала, который оказался в его руках, заполнил его внутреннюю пустоту светом, он просто уничтожил его.
Таким образом, Лермонтов подводит нас к ключевой идее, связывающий произведение с социальной и политической ситуацией в то время. Желание обрести свободу никогда не будет реализовано через отрицание непреложных, абсолютных истин и идеалов человека. Поражение Демона абсолютное подтверждение не просто бесполезности, а губительности личного бунта. Путь демона – путь отрицания и разрушения – приводит его лишь к еще большему опустошению и саморазрушению. Фантастическая на первый взгляд история, рассказанная в поэме М. Ю. Лермонтова, на самом деле раскрывает нам глубочайший социальный, философский и психологический смысл целой эпохи. Обновлено: Опубликовал(а): Ирина Премудрая Внимание! Спасибо за внимание.
|
|