Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




«Преступление и наказание»: трагедия Раскольникова (Достоевский Ф. М.)

Данное произведение по своему характеру напоминает мне «Человеческую комедию» Оноре де Бальзака. Однако если «Человеческая комедия» - энциклопедия жизни Франции 19 века, создаваемая под соответствующим лозунгом («Мое произведение должно вобрать в себя все типы людей, все общественные положения, оно должно воплотить все социальные сдвиги, так, чтобы ни одна жизненная ситуация, ни одно лицо, ни один характер, мужской или женский, ни чьи-либо взгляды... не остались забытыми», -Оноре де Бальзак), то «Преступление и наказание» - своего рода энциклопедия жизни Петербурга 19 века. Причем не того парадного, дворцового Петербурга, что предстает перед читателем в произведениях А.С. Пушкина, а иного, жестокого и безразличного, «желтого» Петербурга Ф.М. Достоевского, города, ставшего главным действующим лицом его произведения.

Здесь царствует нищета и пьянство (в то время, как литературной действительностью упомянутого мною произведения Оноре де Бальзака управляют деньги, так или иначе оказывающие влияние на каждого персонажа), здесь каждый «маленький человек» чувствует себя одиноким, раздавленным, «униженным и оскорбленным», и в этом, пожалуй, и кроется основное сходство двух произведений. Они показывают нам общество, искаженное и опьяненное некой недосягаемой, враждебной субстанции.

Возвращаясь к характеристике образа Петербурга, важно также отметить, что это город фантастических контрастов и социальных тупиков, заставляющий человека задыхаться от жары, духоты, грязи и равнодушия. Не удивительно, что именно в такой среде и возникает чудовищная по своей природе теория Раскольникова «о двух разрядах людей», развенчание которой и оказывается в центре последующего повествования. Автор показывает несостоятельность данной теории, рассматривая ее с совершенно разных сторон, для него Раскольников в первую очередь не жестокий бесчеловечный преступник, а человек, обманутый собственными убеждениями, запутавшаяся, заблудшая душа, вынужденная оказаться на страшном распутье. Раскольников, быть может, один из самых человечных образов русской литературы. Он – человек, совершивший преступление в первую очередь против собственной человеческой составляющей. «Я себя убил, а не старушонку», - признается герой, после осознания собственного поступка. Испробовав на себе теорию «сверхчеловека», он понял, что попросту неспособен жить, подчиняясь ее «устоям», что такими бесчеловечными, безнравственными путями нельзя привести общество к качественным изменениям и счастливой жизни. Через поистине тяжкие страдания Раскольников постигает ошибочность собственных суждений и приходит к раскаянию в содеянном, которое делает возможным его перерождение для другой жизни. Преступление становится для него тяжелой душевной травмой, а наказание – исцелением.

Для Ф.М. Достоевского был также крайне важен мотив духовности, воплощенный им в образе «вечной Сони». Именно она помогла Раскольникову справиться с его несчастием и вернуться к христианским моральным ценностям. Соня оказывается своего рода воплощением всего божественного, чистого и святого, что есть на этом свете, в этом пыльном и грязном безразличном городе. Она смотрит на Раскольникова так же, как Бог смотрит на грешника, без осуждения и призрения, с сочувствием и искренней всеобъемлющей любовью. Она становится воплощением идеи всепрощения, в котором так нуждается каждый из нас. Она сумела посочувствовать судьбе Раскольникова, когда он, казалось бы, меньше всего этого заслуживал. Здесь-то и кроется восприятие святости, божественности глазами Ф.М. Достоевского. Он показывает читателю истинную незначительность внешней составляющей человека, вырисовывая в своем произведении образ святой безграмотной блудницы, убеждает нас в том, что каждый имеет право на второй шанс, заслуживает прощения и сочувствия. Все мы совершаем преступления разной значительности, перед самими собой или перед другими людьми. Важно то, что путь к перерождению, к возвращению к законам нравственности доступен каждому, не случайно в одном из снов Раскольникова мы видим два контрастных и очень символичных образа: «церковь» и «кабак», расстояние между которыми составляет всего триста шагов. А проводником на пути очищения и возрождения становится любовь, способная даровать человеку силы противостоять губительности окружающей его действительности.

Трагедия Раскольникова не остается за гранью человеческого понимания, в действительности, она в разной мере близка каждому из нас. Столкновение с подобного рода конфликтом зачастую оказывается попросту неизбежным. Мы привыкли несколько недооценивать влияние на человеческое сознание его собственных идей. Порожденные им же самим, они, получив волю, видоизменяются, искажаются и подчиняют себе все его существо. Он принимает за истину то, в чем следовало бы усомниться, он внушает себе уверенность в искренности собственных суждений, он больше не может просто существовать, «плыть по течению», делать вид, будто эта идея не разъедает его изнутри. Жизнь человека переворачивается с ног на голову, и он ощущает острую необходимость в свершении каких-либо перемен, в изменении окружающей его действительности. Эти идеи зачастую оказываются губительными, ослепляющими, разрушительными, ведь они противоречат самой человеческой природе, они идут в разрез с общепринятыми представлениями о добре и морали. И такие идеи временами посещают совершенно разных людей, которые, обманываясь, принимают их за некий образец, эталон, инструкцию к действиям. Однако в определенный момент, под влиянием каких-либо внешних обстоятельств, происходит-таки прозрение, перерождение и вместе с ним непреодолимое чувство вины, раскаяния. Именно в них, по мысли Ф.М. Достоевского, и кроется спасение человеческой души. Именно в них находит человек путь к некой святости.

Обновлено:

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.