|
«Равенство – сущность демократии и наибольшая угроза демократии» М.Комар (идея-теория факты) (ЕГЭ обществознание)В данном афоризме заключена сложнейшая идея политико-правовой сферы: роль важнейшего принципа демократии – принципа равенства в существовании демократического политического режима. Политический режим — совокупность методов и способов осуществления в стране государственной власти и управления. На первый взгляд – высказывание противоречиво: разве может быть равенство – и сущностью и угрозой демократии как политического режима? Да, если рассматривать два вида равенства: равенство формально-правовое и равенство имущественное. Итак, современные демократические режимы невозможно представить без идеи равенства как равноправия. В Конституциях всех демократий, в т.ч. и Конституции РФ (Гл.1 и 2), провозглашены основополагающие принципы равноправия как равенства всех граждан перед законом, равной возможности участия в политической жизни. Например, всеобщее избирательное право, согласно которому все граждане, независимо от социальных, половых, этнических, расовых, религиозных различий, одинаково имеют право избирать и быть избранными в представительные органы власти. Еще один важнейший принцип - наличие фундаментальных прав и свобод человека, их признание, гарантированность и защита со стороны государства. Права человека подразделяются на гражданские (личные), политические, экономические, социальные, культурные. И каждый человек, богатый он или бедный, глава государства, высокопоставленный чиновник или «бомж», имеет равные права и право на справедливый суд. Принцип равенства в правах и перед законом – важнейшее завоевание человечества. Еще в 17 веке, Д.Локк, английский просветитель, высказал идею естественных прав человека, прав, которые даются ему от рождения как человеческому существу: право на жизнь, свободу, собственность и равноправие. Идея равенства тогда вдохновляла людей, пытавшихся построить более совершенное государство и общество, без сословных перегородок. Вспомним, например, лозунг Великой французской революции – «Свобода, равенство, братство!» Прошли века, и именно на этих принципах равноправия базируется современная демократия большинства стран. Что же касается имущественного равенства, то эта идея также уходит глубоко в историю человечества. Именно на этих идеях родилась идеология социализма, а потом и коммунизма – отмена частной собственности и обобществление капитала. Идея имущественного равенства – это идея бедного крестьянства, идея рабочего класса, т.е. тех слоев населения, которым «нечего терять, кроме своих цепей»: все отнять и поделить. Действительно, в СССР не было частной собственности, не было расслоения на богатых и бедных, все должны были трудиться на благо всех, т.е. государства. В Конституции СССР прописывались конкретные обязательства государства по социальному обеспечению: бесплатное образование, бесплатное здравоохранение, бесплатное жильё. Однако, полного равенства не было, т.к. партийно-государственная номенклатура жила на порядок лучше, чем простые трудящиеся (рабочие, колхозное крестьянство, мелкие служащие). Кроме того, все это достигалось методами тоталитарно - авторитарного режима: хотя и существовал институт выборов (например, в Советы), не было свободы слова, информации, господствовала одна идеология и одна партия. Другими словами, отмена частной собственности привела к формированию недемократического режима. Именно экономически свободный средний класс собственников (частная собственность) может быть политически свободным от диктата государства, т.е. иметь возможность выбирать в конкурентной, свободной борьбе ту партию, которая наиболее полно выражает его интересы: осуществлять народовластие – главную сущность демократии. Если человек экономически зависит от государства (государственная собственность), то он будет зависеть от него и политически. Обновлено: Опубликовал(а): Наталья Петровна Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|