|
«Там, где нет конкуренции спится лучше, но живется хуже» (неизвестный автор) (ЕГЭ обществознание)В своем высказывании, автор затрагивает идеи неоднозначности такого экономического явления, как конкуренция. Он утверждает, что ее существование на рынке имеет как свои достоинства, так и недостатки. Я согласна с этой точкой зрения, ведь, действительно, ее отсутствие на рынке позволяет поддерживать стабильность в экономической сфере общественной жизни, однако, стоит помнить, что именно конкуренция способствует активному развитию экономической среды. В данном высказывании можно выделить как минимум два аспекта проблемы: во-первых, отсутствие конкуренции может привести к стагнации в экономике страны, замедлению развития новых технологий, из-за чего снизится и уровень жизни и во-вторых, конкуренция несет в себе и негативные последствия, поскольку в ее условиях производители так или иначе подвержены риску и вынуждены бороться за главенствующее место на рынке.
Рассмотрим первый аспект с теоретической точки зрения. Из курса обществознания нам известно, что конкуренция – это экономическое соперничество между производителями за право получения лучших условий производства, экономических преимуществ. Она же и один из основных двигателей развития экономики. Однако, главным препятствием на пути к этому развитию является возникновение монополий – ситуаций, при которых одна фирма или продавец имеет полный контроль над производством. Такая структура поставляет на рынок товары, не имеющие заменителей, занимается процессом ценообразования. Чаще всего, именно в командной экономике встречается ситуация, при которой государство – это главный монополист. И, хотя, благодаря отсутствию конкуренции, государство избегает серьезных экономических кризисов и, зачастую, сохраняет низкие цены на товары и услуги на протяжении длительного периода времени, при такой ситуации, экономика страны не развивается, поскольку имеет слабую мотивированность к деятельности, из-за чего происходит и снижение качества производимой продукции.
Ярким примером, подтверждающим данные суждения, может послужить экономическая ситуация в СССР в период «застоя», охватившая почти два десятилетия после прихода к власти Л. И. Брежнева. В развитии народного хозяйства стала наблюдаться тенденция к снижению темпов роста, эффективность использования ресурсов стала крайне низкой, а также, значительным стало и отставание Советского Союза от Западных держав в наукоемких отраслях. Так, например, положение вычислительной техники в СССР к началу 80-ых годов характеризовалось как “катастрофическое”. Старая и ненадежная элементная база не позволяла государству конкурировать с другими производителями, что все сильнее увеличивало разрыв между Советской и Западной техникой. К такому результату, стагнации в экономике страны, привело именно отсутствие конкуренции с мировыми производителями, нежелание развиваться.
Чтобы рассмотреть второй аспект проблемы, вновь обратимся к теории. Как мы знаем, рынок – это совокупность всех экономических отношений, касающихся купли-продажи, в котором конкуренция занимает значительную роль. Она создает возможность выбора для потребителя, заставляет экономику гибко реагировать на изменения в обществе и т.п. Однако, конкуренция, помимо своих положительных проявлений, может оказывать и негативное влияние на рынок. Так, при конкуренции происходит постоянное разорение многих товаропроизводителей, использование продавцами нечестных методов борьбы, и, одно из самых главных проявлений, крупные вложения производителя в рекламные компании, позволяющие продукту получить более широкую известность на рынке товаров и услуг, которые, однако, способны значительно сократить полученную компанией прибыль на несколько десятков процентов. В доказательство своих суждений, приведу в пример политику компании Apple - всемирно известной корпорации по производству электронной техники. Расходы Apple на рекламу непрерывно росли на протяжении последних лет и недавно, она была включена в рейтинг компаний, которые могут позволить себе тратить на рекламу более 1 миллиарда долларов в год. В 2016 Apple даже отказалась раскрывать информацию о расходах на рекламу и продвижение собственных продуктов. Так, в условиях широкой конкуренции между производителями по всему миру, корпорация теряет значительную долю дохода, приносимого ей с продаж своей продукции, что, безусловно, является негативной чертой конкуренции, оказывающей влияние, прежде всего, на самого товаропроизводителя.
Таким образом, исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод: конкуренция на рынке имеет как свои плюсы, так и минусы. Однако без нее, мир стоит на месте, не развивается, а производимые товары и услуги не улучшаются в ее отсутствие. Обновлено: Опубликовал(а): Julia Roood Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|