|
Человек и природа в романе «Тихий Дон» («сам писал») (Шолохов М. А.)Картинами природы пронизана вся ткань романа. Все пейзажи объясняют, дополняют, украшают жизнь главных героев. Шолохов, подобно Л.Н.Толстому, уподобляет человеческую жизнь течению извилистой и могучей реки. Природа оттеняет внутренний мир героев, показывает и их чистоту, и жестокость. В романе Шолохов, изображая быт казачества, особое внимание уделяет природным процессам. Мы видим и работу в поле в разное время года, и домашний быт, и особое отношение к животным, используемым в хозяйстве. Вся жизнь донского казачества связана с природой, в какой-то степени, продиктована законами природы: покос, рыбалка, жатва и другие занятия происходят точно в своё время. Кроме того, казаки ценят всё живое вокруг. Например, когда Григорий Мелехов случайно подрезает утёнка, он искренне переживает его смерть. Крепкого молодого мужчину волнует жизнь малой птички, потому что она тоже часть этого мира, с которым неразрывно связано всё живое. Война же разрубает эту связь. «Сполох!» - и жизнь перевернулась, бросил косить жито и ускакал на рабочем коне Петро. Недаром горячится казак в толпе: «Нам до них дела нету. Они пущай воюют, а у нас хлеба не убратые!» Оторвали военные хлопоты казаков от поля. Уйдут сотни из родных мест, уведут коней, отделятся от земли и вступят в мировую войну ради непонятных им целей. За Первой мировой войной последует Гражданская и окончательно изменит быт и мысли казачества. Яркой картиной, доказывающей разрыв между природой и человеком, становится сцена боя, когда земля под копытами боевых коней принимает на себя тонны снарядов, крови, огня и страданий. С другой стороны, природа не исчезает из жизни казаков и в строю. Чубатый, поучая Григория, сравнивает человека с грибом-поганкой. Он же говорит, что человека убить в бою – святое дело, а животное губить без нужды нельзя. Здесь мы скорее видим привычный уклад хозяйственной жизни, чем жалость к невинным существам. Шолохов часто передаёт внутреннее состояние и чувства героев через описание природы. Психологический параллелизм присутствует в изображении внутреннего мира Натальи, вернувшейся в отчий дом, и раненой кобылицы-матки. Девушка почти загублена, как кобылица с разорванным горлом. И общественное порицание, и несчастье в любви одновременно захватывают её. Позже она косой перережет себе горло, как рогом распорол племенной бугай шею кобылице. Интересна сцена проклятия Натальей неверного мужа. Устав от измен, она просит у Бога наказания для обидчика. Погода, состояние природы изменяется вместе с чувствами Натальи. На фоне приближающейся грозы проклятия звучат как реальная угроза. В финале романа есть надежда на продолжение жизни. Григорий, уставший от поисков смысла жизни, любви и истины, готов к обновлению. Его можно сравнить с весенним Доном. Река, скованная льдом, освобождает себя, двигается вперёд. Это движение необходимо и природе, и человеку. Таким образом, природа становится надеждой на будущее. Весна в природе отождествляется с весной в душе человека. Только через пейзажные зарисовки мы видим всю глубину души героев, весь внутренний мир, всю красоту и мистику чувств. Обновлено: Опубликовал(а): Уруруру Внимание! Спасибо за внимание.
|
|