Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Теория самодетерминации Р.Райана и Э.Деси (Психология)

Теория самодетерминации Райана и Деси была сформулирована на основе выводов, сделанных этими учеными после наблюдения мотивационных проявлений у людей. Они заметили, что мотивация человека крайне разнообразна, как по предмету мотивации, так и по её силе и источнику, что заставило их задуматься об условиях возникновения мотивации. В теории самодетерминации используются классические методы эмпирической психологии, однако большое внимание уделяется также организмической материи, так как внутренние силы человека и его индивидуальные особенности являются одним из важнейших факторов развития мотивации. Кроме указания на огромнейшую силу влияния социума, Райан и Деси выделили три основных потребности, благоприятно влияющих на рост и развитие личности, а также на интеграцию в общество: это стремление к автономии, образованию связей с окружающими и потребность в компетентности.

Человеческая мотивация связана со всеми составляющими процесса возникновения и реализации намерений человека.

Очевидным фактом является то, что мотивация разных людей может отличаться по силе, направлению и источнику, даже если внешне кажется схожей. Сильно различаются люди, делающие что-то по собственному желанию, и те, кто вынужден делать то же самое, но по внешнему принуждению.

Внутренняя мотивация – один из загадочнейших феноменов человека, лучше всего демонстрирующий его позитивную природу. Обсуждая внутреннюю мотивацию, мы рассуждаем о её развитии и влияющих на неё факторах, в то время как то, откуда она возникает остается для учёных загадкой. Что же касается влияющих на неё факторов, то стоит выделить влияние социума и то, что Райан и Деси называют когнитивной оценкой. Теория когнитивной оценки объясняет влияние на мотивацию трех указанных выше потребностей личности. Так, потребность в компетенции способна усиливать мотивацию тогда, когда сопровождается потребностью в автономии. Однако компетентность влияет на мотивацию куда слабее чем противостояние автономности и контроля. После ряда наблюдений было выявлено, что развитая автономность способна значительно усиливать внутреннюю мотивацию. Третьим немаловажным фактором развития внутренней мотивации являются связи с другими людьми, которые также способны многократно усиливать мотивацию индивида, что часто используется в коллективных и групповых работах.

Что же касается саморегулирования внешней мотивации, то важным фактором в её понимании становится её всеобщая ориентированность на результат, однако возможны различия в степени её автономности. Для объяснения феномена внешней мотивации, Райан и Деси разработали теорию организмической регуляции, в котором выделили три типа внешней мотивации:

Первый, внешне регулируемый тип, представляет собою наименее автономный вариант внешней мотивации.

Второй, интоецированная регуляция, более автономен и задействует внутренние ресурсы человека.

Наконец, третий, наиболее автономный тип, представляет собою интегрированную мотивацию, наиболее полно задействующую внутренние ресурсы человека, а потому наиболее эффективную.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.