|
Петербург в романе Преступление и наказание (Достоевский Ф. М.)“Преступление и наказание” - один из самых известных романов Ф.М. Достоевского. Анализируя его, можно найти множество разных тем, которые постарался осветить автор, и развить множество интересных идей. Однако если говорить об анализе персонажей этого произведения, то обязательно нужно уделить внимание тому миру, в котором они вынуждены существовать. Это сочинение я хочу посвятить Петербургу Достоевского - городу, где и происходят основные действия романа.
Из творчества многих писателей 18-19 веков мы знаем Петербург, как красивый и просторный город с величественными фонтанами и роскошными балами. Но в этом романе мы видим совершенно другую столицу. Она тесная, душная, утопающая в стройках и вязкой вони... Читая книгу, мы представляем эти пейзажи, и каждая деталь в них пропитана кричащей безысходностью. Особый акцент автор делает на жёлтом цвете, который мы встречаем буквально повсюду: это цвет болезненности, бедности и увядания - таким предстаёт перед читателем Город. Петербург Достоевского живёт своей жизнью, словно самостоятельный персонаж. Его лицо - это лица безымянных людей на улицах, в кабаках, в конторах… И “многоликому герою” совершенно нет дела до жизней “маленьких”, бедных людей, истории которых изложены в романе.
Я бы сравнила Город с огромным механизмом, ржавым и рассыпающимся на глазах у читателя. Это бестолковая машина, шестерёнки которой медленно накатывают круги, жалко поскрипывая и порой “ломаясь”. Те детальки, которые не выдерживают, ожидает незавидная участь: их обломки, падая вниз, стираются в труху, а свободное место занимают их бывшие “соседи”. А в это время машина не прекращает работать ни на миг… В её жерновах погибают одни герои романа, другие находят силы выбраться из кромешной тьмы и изменить свои жизни.
Но если отойти от образов, то вот что можно сказать о Петербурге Достоевского: это холодный и жестокий город, в котором живут злые и подозрительные, такие же холодные и несчастные люди. Всё, куда ни кинешь взгляд, всё в упадке: незаконченные стройки, пыльные узкие улочки… В нищете существуют обитатели города, всё, что ни происходит там, печально… Люди работают днём, а потом стараются забыться и забыть всё, что их окружает, на донышках бокалов в кабаках. Они выживают, а не живут, и, будто символ бесчеловечности капитализма, царящего там, над ними “возвышается” мерзкая старуха-процентщица.
В таком мире живёт главный герой романа, в таком мире рождается его “теория”. Родион Раскольников, как и любой другой человек в Городе, постоянно находится в “толпе”, но не чувствует себя её частью, а скорее противопоставляет себя ей. Я думаю, сам он понимает, что ничем не выделяется из толпы, но принять это он не в состоянии. Поэтому Раскольников стремится как-то обосновать своё существование, как-то определить свою “особенность”, а потом и доказать её. Но в тесном, тёмном, грязном и больном Городе разве может вырасти и расцвести красивая, “правильная” идея? Конечно нет. И “теория” полностью отражает сущность Петербурга: такая же бессмысленная, ошибочная и жестокая, она обязана со временем погибнуть.
Судьба семьи Мармеладовых - отличный пример работы “механизма”, о котором я говорила ранее. Не каждый готов жить в таком Городе… И эти люди оказались не готовы. Первым “сломался” глава семейства - через некоторое время после переезда он начал пить, в его доме исчезли деньги. В Петербурге, глухом и безразличном, каждый тянул свою лямку сам… И поэтому помощи Мармеладовым ждать было неоткуда. “Болезнь” Города заразила и Катерину Ивановну… Следующей “сломалась” Сонечка. Та самая милая и скромная девочка, тихая, робкая и доверчивая, вынуждена была переступить через себя, и, забыв о чести, спасать семью. И Город принял эту жертву, как должное, ничего не отдав взамен. Со временем Петербург “убил” Семёна Захаровича, затем ушла из жизни его жена… Маленькие дети попали в приют, а Соня уехала за Раскольниковым в Сибирь. Вот так исчезла семья Мармеладовых.
В Городе каждый беден по-своему. Если герои, о которых я писала ранее, богаты духовно, то те, о ком пойдёт речь далее, богаты материально. Существенное влияние на сюжет оказывают А.И. Свидригайлов и П.П. Лужин - не кровные, но всё же родственники. Оба они богаты и даже влиятельны, оба подвержены пагубному (в первую очередь для души) влиянию этого богатства… Первый из них - низкий, порочный и развратный, бесчестный и совершенно пустой человек, долгое время мучивший свою жену, а кроме неё и гувернантку в их доме - Дуню Раскольникову. Второй - жестокий и самовлюблённый тиран, несостоявшийся жених Дуни, за которого она согласна была выйти замуж лишь ради того, чтобы помочь брату…
И раз уж я упомянула сестру Родиона Раскольникова, стоит сказать о ней несколько слов. Дуня - прекрасная, добрая и безгранично терпеливая, умная, красивая девушка - лучик солнца в этом тёмном царстве. Она очень любит брата, ради которого готова жертвовать в некоторой мере своей жизнью… И только она из всех персонажей находит в Петербурге своё счастье в лице Дмитрия Прокофьевича Разумихина.
За те две недели, которые охватывает роман, жизнь каждого из героев меняется очень сильно. Кто-то, не выдерживая гнетущей духоты и болезненности окружающей действительности, уходит из жизни, кто-то находит силы покинуть Петербург… И только самому этому городу нет дела до его жителей. Всё так же, поскрипывая, крутятся шестерёнки проржавевшего жестяного монстра и всё так же где-то ломаются чужие судьбы, о которых мы никогда ничего не узнаем. Обновлено: Опубликовал(а): pizza_killer Внимание! Спасибо за внимание.
|
|