|
Какова цена человеческой жизни в романе «Преступление и наказание»? (ЕГЭ по литературе)Задумка первого романа «Великого пятикнижия» появляется у Ф.М. Достоевского после возвращения из омской ссылки. Писатель, погрузившись в атмосферу каторжной жизни, впечатления от которой отразились в романе «Записки из мертвого дома», приходит к выводу, что человеческая жизнь в современном мире ни для кого не представляет ценности. Больше того, писатель понимает, что все современные реалии только способствуют этому: центром «нового» мира становится капитал, а не человеческая жизнь. Нравственной опорой для Достоевского становится Евангелие – единственная книга, которую ему было разрешено взять с собой в ссылку. Эта книга и формирует новое мировоззрение писателя, становится оплотом нравственной веры в человека среди всеобщего презрения к ней. Неслучайно роман «Преступление и наказание» изначально носил название «Пьяненькие». Этот эпитет лучше всего описывает состояние большей части общества того времени, существующего в нищете. Люди, потеряв нравственный идеал, «опьяняются» ложными, античеловеческими идеями, которые только умножают всеобщее горе. Но в последствии Достоевский меняет название своего романа на «Преступление и наказание». В новом названии ясно утверждается главная мысль романа: жизнь человека, пусть самого ничтожного, имеет высшую ценность. Главный герой, лишив человека жизни, отвергая эту наивысшую ценность, совершает тяжелое нравственное преступление, за которое он неизбежно должен понести наказание. Роман построен на антитезе двух героев, двух идей – Родиона Раскольникова, осуществляющего идею «человекобожия», наивысшей степени индивидуализма, отрицающую ценность человеческой жизни, и Сони Мармеладовой, воплощающей христианскую идею сострадания, самопожертвования, признающей жизнь человека ценностью наивысшей. Причем идею «человекобожия» Достоевский описывает как идею противоестественную человеческой натуре. Это подтверждают многие художественные детали в описании Раскольникова, уже совершившего преступление. Раскольников слоняется по Петербургу без цели, словно пьяный, внезапно засыпает на улице. Герой мучается от осознания своей отчужденности от других людей, он совершает внезапные, неконтролируемые им самим поступки: он то заявляется к следователю Порфирию, желая донести на себя, то в спешке убегает. Болезнь рассудка, «совести» сопровождается болезнью физической: вскоре после совершения преступления Раскольников заболевает и проводит в своей коморке несколько дней в беспамятстве. Еще одна деталь в романе говорит о том, что совершаемое Раскольниковым преступление противостоит естественному порядку жизни: Раскольников опаздывает к старухе, приходит не в 7 часов, а позже, поэтому ему приходится убить беременную Лизавету, заявившуюся к старухе. Жизнь как бы отрицает задуманное Раскольниковым покушение на человека, она противопоставляет его логически продуманному плану иррациональность. В описании сна Раскольникова, уже находящегося на каторге, присутствует тот же мотив болезни. Загадочные микробы - «трихины», вселяясь в людей, порождают в каждом убеждённость в собственной правоте и нетерпимость к «истинам» других. «Люди убивали друг друга в бессмысленной злобе», пока не исчез весь род человеческий, за исключением «чистых и избранных». В этом сне Достоевский создает аллегорическое описание теории «человекобожия», исповедуемой Раскольниковым. Эта теория античеловечна и неестественна потому, что она отрицает естественную, высшую ценность жизни человека. Потому у Достоевского она соотносится с болезнью. Антитеза главного героя - Соня Мармеладова, как и Раскольников, преступает через себя, когда решает торговать своим телом за деньги. В этом двух героев объединяет греховность, то есть по Достоевскому высшую ценность представляет не только жизнь другого человека, но и собственная жизнь, и человек, предающий себя, переступающий через свою человечность, предает свою природу и самого Бога, становится грешником. Только Раскольников переступает через себя ради идеи и себя самого, Сонечка же переступает через себя ради своих близких, она жертвует собой и этой жертвенностью отчасти искупается ее вина. Именно из-за этой жертвенности Соня Мармеладова представляет для Достоевского нравственный идеал - она противопоставлена главному герою. И если идею Раскольникова автор аллегорически соотносит с болезнью, то идею христианскую, воплощенную Соней, утверждающую ценность человека, Достоевский соотносит с освобождением от этой болезни, лекарством. И именно Соня пытается осуществить нравственное исцеление Раскольникова. В беседе Раскольниковым Соня жалеет его за муки, на которые он сам себя обрек, и предлагает искупить свою вину признанием и каторгой. Соня не спасает Раскольникова, но указывает путь к спасению. По этому пути Раскольников идет в дальнейшем: он признается в преступлении и идет на каторгу. И уже в ссылке Раскольников предчувствует «глубокую ложь своих убеждений», а любовь Сони внушает ему надежду на новую жизнь: «Неисповедимы пути, которыми находит Бог человека... Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого. Но тут начинается новая история, история обновления человека, история постепенного перерождения его». Так в первом романе «Великого пятикнижия» утверждается главная нравственная ценность Достоевского - высшая ценность человеческой жизни. Ни один «хрустальный дворец» не стоит ни жизни старухи-процентщицы, ни слезинки ребенка. В последствии эта тема отразится и в других романах цикла. Обновлено: Опубликовал(а): ufoxxz87 Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|