|
«Булгаков - мистик в кавычках» (Школьные сочинения)
В возрасте 25 лет Булгаков провел трахеотомию для умирающего ребенка, после которой, опасаясь заражения дифтеритом и получив острую аллергическую реакцию от сыворотки, стал регулярно употреблять морфий. Морфинизм дошел до крайней степени: он угрожал своей жене револьвером, требуя наркотика. Окончательно от зависимости удалось избавиться лишь в 1918 году благодаря его жене и отчиму. Через 10 лет после этих событий начинается работа над романом «Мастер и Маргарита». В романе очень тесно переплетаются мир реальный и мир мистический. Иногда случается такое, что граница миров и вовсе становится незаметна читателю. Но верил ли сам Булгаков в дьявола? Или мистицизм является лишь средством для одновременного шифрования и дешифрования событий реальности? Полагаю, верным является именно второй вариант. Как отмечал в своей статье Е.Сидоров: «Дьявола, пожалуй, для Булгакова действительно не существует, как не существовало и богочеловека». Мистика помогает автору как бы «одеть» произведение перед всевидящей и безжалостной цензурой, при этом «раздевая» его перед читателем. Это была необходимая мера, ведь русская литература 30-ых годов состояла в основном из полностью контролируемого властью ССП, а литературные деятели, не желавшие вступать в этот союз и писать заказные произведения, в большинстве случаев подвергались травле и гонениям, например, как Ю. Олеша, В. Вересаев, А. Платонов. Изображая Москву в романе, Булгаков отражает действительность 30-ых годов. После революции советское общество оказалось в духовной и культурной самоизоляции. Пытаясь создать «идеального советского человека», власть лишь привила людям страх и ненависть, скрывающиеся под масками преданности партии. Желающий посмотреть на москвичей современности Воланд прибывает в Москву. Одним из самых показательных эпизодов является «Сеанс черной магии в Варьете», когда люди в погоне за падающими с неба «капризными бумажками» забывают о том, что они люди: они падки до денег и нарядов, они легкомысленны и лживы. Также стоит отметить и отдельных персонажей: Булгаков использует не просто сатиру для обличения общественных пороков: он использует очень мощное оружие – беспощадный смех. Последние страницы «Мастера и Маргариты» Булгаков был не в состоянии самостоятельно писать, поэтому диктовал их своей жене. Из-за гипертонического нефросклероза он вновь стал употреблять морфий. 10 марта 1940 года русский писатель скончался. Я уверен, что он уходил из этого мира с полным осознанием бессмертия своего романа и невозможности исправить человеческую природу. «Люди как люди», а «рукописи не горят». Обновлено: Опубликовал(а): Влад Кожевников Внимание! Спасибо за внимание.
|
|