|
Вы здесь: Критика24.ру › *Общие критические статьи
Мифологический мотив окаменения в романе Джона Барта «Химера» (*Общие критические статьи)Повествование идёт от лица сорокалетнего Персея, который после своей смерти очутился на небесах, хотя не помнит, как он расстался со своей земной жизнью. Он очнулся в центре мраморной комнаты, на стенах которой рельефно были вырезаны сцены, изображающие его подвиги. Всего на стенах семь каменных панелей, которые в гипсе изображали сюжеты из юности Персея. На первой мраморной панели была изображена мать Персея Даная в медной башне, куда заточил её отец – царь Акрисий – «самонадеянный дедушка», которому оракул предсказал, что он погибнет от руки сына Данаи. За спиной Акрисия – «Дедули», как иронично называет его Персей, «златодушно» проливается Зевс. На второй панели Акрисий, отец Данаи, приказывает заточить в сундук свою, её сына Персея и пустить этот сундук плыть по лону волн. Затем изображён юный рыбак Диктис, который сетью вытаскивает сундук на берег. На заднем плане на Диктисом изображён дворец его брата Полидекта. На третьем рельефе спустя 20 лет после чудесного спасения матери и сына Полидект возжелал Данаю и захотел насильно на ней жениться, но Персей защитил свою мать. Чтобы погубить Персея, Полидект дал ему задание – принести голову горгоны Медузы. Глядя на фрески, персей вспоминает, что, по совету своей «сестрицы» Афины – Паллады, отправился на остров Самос учиться жизни у искусства. Там, в храме Афины, на фресках были изображены три горгоны, «змееволосые, свинозубые, сарычекрылые, меднокоготные». Только Медуза была смертной, «обезглавляемой и окаменяющей». Гермес дал Персею булатный серп и научил владеть им, Афина подарила полированный щит, отражавший изображение, как зеркало. Персей представляет себя в этот период «послушником», который должен был строго следовать непререкаемым инструкциям Афины, которая выбрала для него «изворотливую стратегию» и посоветовала взять «дополнительные принадлежности»: крылатые сандалии Гермеса, шлем-невидимку, волшебную сумку-кибисис, - которые на хранении у стигийских нимф, местонахождение которых знают только «зловещие и сумрачные» граи. На четвёртой панели показано, как Персей справляется с первой задачей – он должен поспешить с Самоса на гору Атлас, где «семейное трио» восседает на троне: жуткая Дино, жалящая Пемфредо и Энио, которые владеют «на паях» единым глазом и единым зубом, которые передают друг другу по очереди. Именно в момент передачи глаза Персей ловко его перехватил и вызнал у разгневанных фурий, где обитают стигийские нимфы. На шестой панели изображено несколько сюжетов из жизни Персея. Вот он поднимает вверх отрубленную ужасную голову горгоны Медузы, от леденящего взгляда которой все обращаются в камень, окаменевают. Таким образом, в мифологическом сюжете мотив окаменения связан с Медузой. Но отрубленная голова Медузы сохранила свою ужасную особенность обращать в камень тех, кто на неё взглянет, и этим не раз воспользуется Персей. В садах Гесперид он обратил в камень негостеприимного Атласа, который прогонял Персея, так как не хотел, чтобы «гость» завладел золотыми яблоками Гесперид. На шестой фреске изображён ещё один подвиг Персея: обладая летучими сандалиями, он смог уничтожить огромное чудовище, в жертву которому была предназначена прекрасная Андромеда, прикованная к рифу. Затем изображён свадебный пир – свадьба Персея и Андромеды, где герой поведал гостям обо всём, что с ним произошло. На свадебный пир явился соперник Персея Феней с войском. Произошла «блестящая битва», кругом лежали горы трупов, чтобы остановить это убийство, Персей снова использовал «окаменяющую» силу головы горгоны. Феней и вся его» команда» обратились в камень. Затем Персей отправился в Сериф и обратил в камень обидчика своей матери и своего «работодателя», который давал ему задание добыть голову Медузы. На седьмой панели показано легкоатлетическое состязание, на котором «незваный зефир искривил полёт» диска, запущенного Персеем, и герой стал невольным убийцей Акрисия, своего деда, как и было предсказано оракулом. Затем изображены Персей и Андромеда, сидящие на троне в Аргосе. Но больше всего герой любуется собой молодым, когда он, «весь из золочёных мускулов, твёрдый, как мрамор», стоит на теле Горгоны – «образчик двадцатилетнего великолепия». Но Персей, несмотря на то, что считал эту картину «шедевром из шедевров», нашёл в ней два «незначительных отклонения»: «Художник недооценил мой фаллос»; «лицо Медузы необъяснимым образом- образец женской красоты!» Таким образом, используя описание семи панелей, на которых изображены события из жизни Персея и его подвиги, автор напоминает читателям исходный текст – мифы Древней Греции о герое Персее и его подвигах, в которых мотив окаменения связан с мифологическим образом горгоны Медузы, представленной в мифе олицетворением зла, одним только своим взглядом обращающей всех в камень. Но и Персей приобрёл эту карающую силу Медузы и воспользовался ей, когда обращал в камень своих обидчиков, показывая им голову Медузы. Каждый, кто смотрел на неё, превращался в камень. Но здесь изменился способ повествования, его тональность. В мифах автор не проявляет своих эмоций и своего отношения к героям мифов, повествование в мифах спокойное, торжественное, неторопливое и бесстрастное. У Барна истории пересказывает сам участник событий Персей, и его повествование пропитано иронией. Обновлено: Опубликовал(а): Vladimirovna Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|