|
Как в Слове о полку Игореве проявляется авторское отноешение к героям и событиям? (ЕГЭ по литературе)Как в «Слове о полку Игореве» проявляется авторское отношение к героям и событиям? «Слово о полку Игореве» - литературный памятник древнерусского искусства, созданный по горячим следам событий в двенадцатом веке неизвестным автором. Мы можем судить о мировоззрении и идеалах создателя «Слова…» только по его произведению, в котором он по-разному выражает своё отношение к героям и событиям: с помощью прямой авторской оценки и пейзажа, через раскрытие поступков и мыслей персонажей, благодаря герою, которого можно считать рупором авторских идей – Святославу Киевскому. Повествование основано на реальных исторических событиях, в которых в 1185 году новгород-северский князь Игорь и его сподвижники, русские князья: сын Владимир, брат Всеволод, племянник Святослав Рыльский – отправляются в военный поход против половцев, часто совершавших набеги на Русь. Автор осуждает этот поступок князей, приведший к трагическим последствиям. Они пренебрегли небесным знамением – солнечным затмением, так Игорю «вспала на ум» мысль зачерпнуть шеломом из Дона синего, добыть себе славы и чести. Князья отправились в поход малыми силами, не поставив в известность князя киевского Святослава. Они собрали против своего небольшого отряда всю степь половецкую, в результате чего погибла вся русская дружина, а русские князья пересели с золотого седла в невольничье, то есть попали в плен. С сочувствием и сожалением пишет автор: «А Игорева войска уже не воскресить!» Тоскует в этот момент и природа: никнут деревья и травы от жалости. Осуждение русских князей слышится в золотом слове Святослава, «со слезами изроненном»: «Что же вы натворили моим сединам?» Плен на Руси всегда считался позором, но главное осуждение престольного князя заключается в том, что князья эгоистически думали только о своей славе, действовали разрозненно. Основная идея «Слова…» - призыв русских князей к объединению как раз перед нашествием монголо-татар. Отношение автора к своим героям неоднозначно. В Игоре его восхищает смелость, стойкость, мужество, патриотизм, но в то же время он осуждает тщеславие, эгоизм новгород-северского князя, необдуманность поступков. Поражение в битве с половцами открыло ворота на Русь: враги снова стали совершать набеги на Русскую землю, разоряя её, беря в полон женщин и детей. В конце произведения Игорю, совершившему побег из плена и осознавшему свои ошибки, поётся слава по всем канонам жанра древнерусской воинской повести. Сочувствие автора выражается и в плаче Ярославны, жены Игоря, которая вышла на крепостную стену Путивля и обращается к солнцу, ветру, Днепру с призывом вернуть ей мужа, пощадить русское воинство. Таким образом, мы убедились в том, что, несмотря на то, что личность автора в произведениях древнерусской литературы не проявлялась ярко, так как на первом месте были герои и события, в «Слове о полку Игореве» автор передаёт своё отношение к изображаемому им, осуждая тщеславие князей, призывая их к единению, сочувствуя русской дружине и всему русскому народу. Обновлено: Опубликовал(а): Vladimirovna Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|