|
Анализ стихотворения Иософа Бродского «Конец прекрасной эпохи» (ЕГЭ по литературе)Как характеризует себя лирический герой, какую автохарактеристику даёт? «Я – один из глухих…» Герой воспринимает себя глухим, на мой взгляд, потому что он пишет стихи для себя, не слыша отзыва от окружающих, ведь его стихи не печатают, не востребованы обществом, а точнее, советской властью. «Облысевших, угрюмых послов // второсортной державы, связавшейся с этой…». Герой принадлежит к еврейской нации, иронично названной «второсортной державой», связавшей свою судьбу с этой (указательное местоимение без названия страны – уже пренебрежительное отношение к стране, где герой испытывает «угрюмость»). Сразу же вспоминаются строки А. Блока из стихотворения «О, я хочу безумно жить…»: Простим угрюмство – разве это Сокрытый двигатель его? Он весь – дитя добра и света, Он весь свободы торжество! Ключевое слово из этих строк А. Блока для понимания настроения и мироощущения героя Бродского – «свобода». Лирический герой, как сказал Блок о Пушкине, обладает «тайной свободой», он, «не желая насиловать собственный мозг», как это ни парадоксально, отправляется за вечерней газетой не для того, чтобы получать из них прописные истины, а чтобы самому составить собственное мнение об окружающем мире, именно поэтому «сам себе подавая одежду», он спускается в киоск. Итак, сюжет стихотворения включает в себя повествовательный сюжет (поход за вечерей газетой) и лирический сюжет – мысли, чувства, настроение лирического героя, возникшие в результате этого путешествия. Сюжетообразующим для 2, 3 и 4-ой строф являются словосочетания: «в этих грустных краях» (2 и 3 строфы) и «этот край недвижим». Грусть, неподвижность (застой?) – именно так характеризуется «конец прекрасной эпохи» - советская жизнь. Грусть рождается от примет окружающей действительности: «Ветер гонит листву. Старых лампочек тусклый накал…». Почему «эпиграф» этой действительности «конца прекрасной эпохи» - «победа зеркал»? Зеркала и лужи, очевидно, как в Королевстве кривых зеркал, отражают нечто противоположное реальной действительности, порождая «эффект изобилья». А изобилья-то в витринах советских магазинов и не было: всем известен дефицит продуктов и пустые прилавки, поэтому обманутые иллюзией воры крадут не апельсины (где вы их видели в советских магазинах?), а их отражение: Даже воры крадут апельсин, амальгаму скребя (амальгама – сплав какого-нибудь металла с ртутью, из которого изготовляли зеркала). Всё в окружающей действительности иллюзия, ложь и обман. В третьей строфе можно выделить целый словесный ряд, характеризующий «конец прекрасной эпохи»: «всё рассчитано на зиму» - сны, стены тюрем (образ несвободы), пальто, туалеты невест белизны новогодней, воробьиные кофты (серые, невзрачного цвета), грязь по числу щелочей, пуританские нравы, бельё. Даже скрипки в руках скрипачей названы прозаически и обыденно – «деревянные грелки». Всё унылое, бесцветное, лишённое ярких красок. Этот «недвижимый край» характеризуется с помощью газетной лексики: «объём валовой чугуна и свинца», которая создаёт ощущение давящей тяжести, гнёта. Прежняя власть (имеется в виду дореволюционная, царская) характеризуется так: Вспомнишь прежнюю власть на штыках и казачьих нагайках. Но садятся орлы, как магнит, на железную смесь. Прежняя царская власть, символом которой являлись орлы, тоже держалась на насилии. А в советской действительности «даже стулья плетёные держатся … // на болтах и на гайках». Человека воспринимали как «болтик» или «гайку» в основании государства, не признавая в нём личного, индивидуального. Следующие две строфы (5 и 6 – центральные) отражают, на мой взгляд, идею этого лирического произведения: Только рыбы в морях знают цену свободы; но их Немота вынуждает нас как бы к созданью своих Этикеток и касс… Человек и природа противопоставлены, разъединены. Именно отсутствие свободы – причина возникновения искусственного мира, где подлинные ценности заменены «этикетками», «кассами», «прейскурантом», где царит расчёт и навешивание ярлыков. Но главное, разорвана связь со Вселенной, с Вечностью. Пространство – это бесконечность, а здесь оно «торчит прейскурантом». Время Вселенной – Вечность, а здесь «время создано смертью». Даже «кочет внемлет курантам». Куранты – символ Кремля, государственной власти, которая подчинила всё своему «прейскуранту», своим идеям, которые не предполагают своего мнения и самостоятельного мышления. Эта эпоха охарактеризована как «эпоха свершений», и лирическому герою, имеющему «возвышенный нрав», жить в такую эпоху «к сожалению, трудно». Лирический герой задумал побег в «пятёрку шестых», то есть за пределы Советской страны, которая занимала одну шестую часть планеты. Сравним со строчками из стихотворения Сергея Есенина «Русь советская»: Но и тогда, Когда во всей планете Пройдёт вражда племён, Исчезнет ложь и грусть, - Я буду воспевать Всем существом в поэте Шестую часть земли С названьем кратким «Русь». Как видим, два поэта занимают прямо противоположные позиции по отношению к «шестой части земли». Есенин Воспевает Советскую Россию, а Бродский с сожалением говорит о том, как трудно жить в родной стране «в эпоху свершений». У лирического героя Бродского даже возникают мысли о самоубийстве: «То ли пулю в висок…». Повествовательный сюжет завершается тем, что лирический герой, купивший газету в киоске, читает в разделе «Из зала суда» о том, что «приговор приведён в исполнение». Обыватель «узрит сквозь очки в оловянной оправе, // где лежит человек вниз лицом у кирпичной стены; // но не спит». Самое страшное – это привычка к расстрелам, к смертной казни, когда гражданин, прочитавший о приведении приговора в исполнение, увидит только «картинку», не испытывая при этом сожаления и сострадания. В чём же истоки несвободы в стране, тоталитаризма? Их «корни» лирический герой видит в прошлом, в истории, когда «белоглазая чудь» (предки) «дальше смерти не хочет взглянуть», то есть думает о земном, конечном, но не о духовном, вечном. У героя даже возникает желание на спиритическом сеансе («Жалко, блюдец полно, только не с кем стола вертануть», чтобы спросить за нынешнее насилие и несвободу Рюрика, основателя русского княжества и царства. «Зоркость этих времён – это зоркость к вещам тупика». Поэт не видит перспективы развития страны, у него ощущение, что она идёт в тупик. Поэтому он не может «по древу умом растекаться», как описанный в «Слове о полку Игореве» древний певец Боян, а «плевком по стене». И пера жар птицы не достать, чуда не произойдёт, а ждать только «топора» - казни – «да зелёного лавра» - посмертной славы. Таким образом, мы убедились в том, что название «Конец прекрасной эпохи» - эта характеристика советской действительности, авторское восприятие жизни в Стране Советов. Основное настроение героя – мрачное, пессимистическое. Обновлено: Опубликовал(а): Vladimirovna Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|