Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




«Вишнёвый сад» А. П. Чехова как пьеса о прошлом, настоящем и будущем России (ЕГЭ по литературе)

Пьесу А. П. Чехова «Вишнёвый сад» называют «лебединой песнью» писателя и драматурга, ведь она написана в конце жизни Чехова и проникнута его мыслями о судьбе России.

Главное действующее лицо пьесы А. П. Чехова «Вишнёвый сад» - сама жизнь, основное свойство которой – движение во времени. У времени есть прошлое, настоящее и будущее. Счастлив герой чеховского рассказа «Студент» Иван Великопольский. Он преодолел отчаяние и пессимизм, по-своему истолковывая простым женщинам Василисе и Лукерье евангельский сюжет об отречении Петра.

Он почувствовал «связь времён», понял, что «прошлое… связано с настоящим непрерывною цепью событий, вытекавших одно из другого».

Персонажи «Вишнёвого сада» глубоко несчастны, переживая «гамлетовское состояние»: для них «распалась связь времён». Каждый из них находится «у времени в плену», как написал Борис Пастернак в одном своём стихотворении, и отнюдь не ощущает себя «вечности заложником».

Раневская и Гаев, хозяева вишнёвого сада, прекраснее которого нет ничего на земле, живут прошлым, воспоминаниями о былом, о чистой и чудесной юности, об умершей матери, которая почудилась Любови Андреевне в цветущем белом деревце. Они не могут решить свои проблемы в настоящем. Понимают, что 22 августа их имение продадут за долги, понимают, что надо что-либо предпринять, но решиться не могут на то средство, которое предлагает Лопахин: вырубить сад, разбить землю на участки, сдать их в аренду дачникам и на получаемые от аренды доходы безбедно существовать. Но брат и сестра не могут этого сделать, потому что сад для них – живой, это живая память о прошлом, о родителях. Они предпочитают прозябать в нищете, но предать память выше их нравственных сил.

Юная Аня, дочь Раневской, и «вечный студент» Петя Трофимов – герои неопределённого будущего. Им не жаль старого сада. А в настоящем Петя – неудачник, который много говорит о том, что надо трудиться, а сам не может даже закончить университет.

Кто же он, герой настоящего времени? И есть ли у него будущее?

«Лопахин Ермолай Алексеевич, купец», - сообщает нам афиша комедии. Но он не герой, а заложник только одного, настоящего времени, заложник часов и минут, сиюминутного. Он торопится, спешит, без конца смотрит на часы и всегда и всюду опаздывает. В начале пьесы он специально приезжает в имение, чтобы встретить Раневскую, которая спустя пять лет возвращается в Россию из Парижа. Но деловой человек засыпает сидя, с книгой в руках. Хотя он много говорит о Раневской, о том, что высоко ценит её.

Тема прошлого, настоящего и будущего России раскрывается не только с помощью действующих лиц комедии, которые соотносятся с какой-нибудь одной из категорий времени: прошлым, настоящим или будущим, но и с помощью вишнёвого сада. Именно сад – свидетель неумолимого движения времени, именно сад – символ России. Не случайно Петя, устремлённый в будущее, с уверенностью говорит о том, что не нужно жалеть старого сада, потому что следующее поколение «насадит» новый сад. Петя твёрдо заявляет: «Вся Россия – наш сад».

Первое действие происходит в мае, ранним утром, на это указывает ремарка: «Рассвет, скоро взойдёт солнце. Уже май, цветут вишнёвые деревья, но в саду холодно, утренник». Сад – это красоты, чистоты, молодости, вечного обновления. Он связан с прошлым, врастая в землю корнями, на которой он цветёт, радует всех «белой массой цветов» и протягивает ветви в будущее. Сад может соединить «распавшуюся связь времён», но кто его спасёт? Увы, этого не может сделать никто из героев – «недотёп» Чехова, даже деловой человек Лопахин. Ведь его план парадоксален: чтобы спасти имение, надо вырубить сад.

Второе действие происходит в поле, видна дорога в усадьбу Гаева, там начинается вишнёвый сад. Больше всех говорит о времени Лопахин, он умоляет Раневскую и Гаева принять решение: «Надо окончательно решить, - время не ждёт». Но помещики не слушают его, говорят незначительные фразы, бессмысленно тратят последние деньги, проявляя легкомыслие, инфантильность и безответственность. Звук лопнувшей струны, замирающий и печальный, символически обозначает порвавшуюся связь времён.

Третье действие переносится в гостиную. 22 августа решается судьба Гаева, а Раневская приглашает еврейский оркестр и устраивает бал. Появляется Лопахин, торжествуя победу: он приобрёл на аукционе сад. Но радость его отравлена ощущением неустроенности жизни: «О, скорее бы всё это прошло, скорее бы изменилась наша нескладная, несчастливая жизнь». Аня успокаивает плачущую мать: «Мы насадим новый сад, роскошнее этого…». А в четвёртом действии уже слышатся глухие удары топора по деревьям, это новый хозяин Ермолай Лопахин приказал рубить в саду деревья, не дождавшись даже отъезда прежних владельцев имения. Символом прошлого является восьмидесятилетний старик Фирс, лакей Гаева, которого в финале просто забывают в заколоченном доме, а он говорит: «Жизнь-то прошла, словно и не жил». Снова слышится звук лопнувшей струны и удары топора по дереву.

В своём последнем произведении, в своей «лебединой песне» автор показал себя как «несравненный художник жизни». Кажется, в его пьесе не происходит никаких событий, люди лишь пьют чай и кофе, произносят мало что значащие сами по себе фразы, повторяя их по нескольку раз на разные лады: «Солнце село», «Епиходов идёт». А между тем рушатся человеческие судьбы. У каждого из героев не сложилась судьба, они находятся в конфликте с жизнью и со временем, в противоречии с собой. Каждый живёт в самом себе и не способен услышать другого человека. Читая пьесу, мы погружаемся в прошлое России и вместе с автором верим в будущее нашей Родины.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.