Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Анализ 14-го явления 3-го действия комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». (ЕГЭ по литературе)

Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» написана в 1824 году, но до сих пор идёт на сценах многих театров, навечно вошла в сокровищницу мировой литературы. Она сочетает в себе черты классицизма, романтизма и реализма. Но, сохраняя единство места и времени, как и требовал классицизм (всё действие комедии происходит в доме Фамусова в течение суток), автор нарушает единство действия, так как в нём переплетаются любовная интрига и общественный конфликт. В комедии реалистично изображено московское общество в переломную эпоху перехода от «века минувшего», века Екатерины Второй, к «веку нынешнему», которое представлено на сцене Александром Чацким.

Чацкий – романтический герой, так как он одинок в консервативном московском обществе, никто не поддерживает его передовых взглядов, «все гонят, все клянут». Это бунтарь – одиночка, противостоящий косному обществу.

С этой точки зрения интересно рассмотреть эпизод, в котором именно Софья, любимая девушка, ради которой спустя три года после путешествия Чацкий возвращается в Москву, становится источником сплетни о сумасшествии Чацкого. Проанализируем явление 14-ое действия 3-го, которое можно считать началом кульминации как любовного, так и общественного конфликта.

Определим границы эпизода. Начинается эпизод с внутреннего монолога Софьи, а заканчивается её же размышлениями о Чацком. В начале 14-го явления Софья думает с недовольством о Чацком как о причине «ужасного расстройства». Чем же так огорчена Софья, почему так настроена против бывшего «друга детства»? «Не человек, змея» осмелился нелестно отозваться о предмете любви Софьи Молчалине, и это задело девушку, глубоко оскорбило. Александр Андреевич сравнил секретаря Фамусова с картёжником, подхалимом и обманщиком Загорецким! Это вывело Софью из себя.

Здесь необходимо пояснить, почему Софья разлюбила Чацкого и отдала предпочтение Молчалину. Когда-то, три года назад, когда Софье было пятнадцать лет, Чацкий жил в доме Фамусова, был влюблён в Софью, и она отвечала ему взаимностью. Но внезапный отъезд и трёхлетнее молчание обидели Софью, принесли ей разочарование. Рядом оказался Молчалин, тихий, скромный, услужливый, и Софья взяла его под покровительство. Молчалин умело разыгрывал роль скромного влюблённого, а неопытная Софья приняла всё это за чистую монету, видя в секретаре отца чуть ли не праведника. Чацкий не мог даже и предположить, кого ему предпочли, ведь он презирал Молчалина, считая его глупым и недалёким, кроме того, слишком услужливым и не имеющим своего мнения. Чацкий прекрасно видел ничтожество и низость Алексея Степановича, но Софья этого не замечала.

В основе эпизода лежит тот момент, когда распускается сплетня о сумасшествии Чацкого. Этот момент можно считать развитием действия, но в нём уже начинается кульминация. Ведь всё 3 –е действие - это кульминация, где и любовная интрига, и общественное противостояние достигают наивысшей точки своего развития.

Основными участниками эпизода являются Софья и Г. N, безликий персонаж, не наделённый даже именем, олицетворяющий собой фамусовское общество. Главным вопросом можно считать отношение общества к человеку, взгляды которого резко отличаются от общепринятых в этой среде. В основе этого эпизода лежит противоречие, связанное с личностью Софьи. Девушка неглупая и волевая, она трагически ошибается в оценке Молчалина. Кроме того, Софью нельзя назвать низкой, коварной, недостойной Чацкого, но она идёт всё-таки на низкий поступок, не понимая этого. Софьей движет энергия заблуждения, в результате которого она получит свой «мильон терзаний».

Г. N., услышав от Софьи, что она размышляет о Чацком и находит его не в своём уме, воспринимает буквально эту «новость». Сначала Софья и не думала провозглашать Чацкого сумасшедшим, но, когда поняла, что Г. N готов поверить, сознательно подтвердила мысль о сумасшествии Чацкого. Зачем же девушка это сделала? Это была месть остроумному герою за оскорбление возлюбленного. Можно назвать такой поступок Софьи низким и недостойным. Но Софья, я думаю, сделала это с «воспитательной целью». Она хотела, чтобы Чацкий почувствовал на себе, каково это быть осмеянным:

А, Чацкий! Любите вы всех в шуты рядить,

Угодно ль на себя примерить?

Нужно ли говорить о том, что сплетня о сумасшествии Чацкого с космической скоростью разлетелась по салону. Никто не поверил в эту клевету, но все радостно подхватили её, оживлённо повторяя и давая простор своей фантазии в обсуждении причин сумасшествия «карбонария», как назвал своего воспитанника про себя Фамусов. Кто-то сообщает, что Чацкий «в горах изранен в лоб, сошёл с ума от раны», кто-то уже заявляет, что Чацкого «схватили, и в жёлтый дом, и на цепь посадили».

А в конце комедии герою-одиночке придётся испить до дна чашу, в которой он найдёт «мильон страданий». Но, наверное, самым горьким открытием для героя станет новость о том, что именно Софье он обязан этой низкой клеветой. С криком: «Карету мне, карету!» - Чацкий покидает дом Фамусова, Москву, побеждённый количеством старой силы, но не сломленный, потому что для таких, как Чацкий, годится пословица: «И один в поле воин». Несомненно, автор сочувствует своему герою, так как разделяет его взгляды.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.