|
Скачущий всадник из поэмы А. С. Пушкина: плод больного сознания Евгения Онегина или мистическая реальность? (ЕГЭ по литературе)Более того, на мой взгляд, нужно убрать из вопроса союз «или». С одной стороны, скачущий всадник – это отражение сознания сошедшего с ума бедного чиновника. С другой стороны, монументальный образ скачущего по улицам и площадям Петербурга Медного Всадника вырастает до символического образа государства, созданного Петром, и превращается в мистическую реальность. Неслучайно позже Ф. М. Достоевский говорил о фантасмагоричности города, построенного на болотах, который, словно призрак, может рассеяться в одну минуту. Попробуем доказать нашу мысль, обратившись непосредственно к поэме «Медный всадник», к её тексту. В «Медном всаднике показаны непримиримые противоречия между государством и отдельной личностью. Сначала государство олицетворяется в образе Петра, который «на берегу пустынных волн» задумал грандиозный проект – строительство города, имеющего огромное военно-стратегическое, экономическое и культурное значение для развития России. Город построен «назло надменному соседу», то есть могущественной в то время Швеции, отсюда Пётр собрался «грозить» шведам. Он мечтает о торговых кораблях всех стран («все флаги в гости будут к нам»), его цель – «в Европу прорубить окно». Этот образ величествен и восхищает автора. Затем государство представлено в образе ожившего памятника, «Медного всадника», который преследует «маленького человека», не терпя его бунта против себя. Тема маленького человека связана с образом незначительного чиновника Евгения, у которого тоже есть свои планы, не грандиозные, а скромные – жениться на любимой девушке Параше и жить своим трудом. Маленькое семейное счастье – вот о чём мечтает наш герой. Разве он не имеет на него права? Но взбунтовавшаяся природная стихия, ужасное наводнение, разрушила планы Евгения. Дом Параши и её матери, бедной вдовы, снесён, асами они исчезли без следа, погибли. Не выдержав такого потрясения. Евгений сходит с ума, превращается в нищего юродивого, в отрепьях бродящего по городу. Маленький человек винит в своих бедах Петра, который, не подумав о безопасности и судьбах простых людей, построил город на месте, подверженном наводнениям. Обезумев, бедный Евгений видит «кумира с простёртою рукою», сидящего на бронзовом коне. Этот «мощный властелин судьбы» «уздой железною Россию поднял на дыбы». В Евгении, «безумце бедном», вскипела кровь, и он пригрозил «горделивому истукану». «Добро, строитель чудотворный! - // Шепнул он, злобно задрожав, - Ужо тебе!..» Но маленький человек тут же пугается своего бунта, ведь это, по сути, бунт одной личности против мощной машины государства, символически изображённого в Медном Всаднике. Евгению вдруг от страха показалось, что лицо грозного царя загорелось гневом. После фигуры умолчания, многоточия, автор изображает, как Евгений в страхе бежит. Бедняк не видит за своей спиной преследующего его всадника, он только слышит за своей спиной «тяжело-звонкое скаканье». Значит, зрительный образ Медного Всадника создаёт автор, и в его изображении скачущий за маленьким человеком всадник становится символическим, приобретает фантасмагорические черты: И, озарён луною бледной, Простёрши руку в вышине, За ним несётся Всадник Медный На звонко-скачущем коне. Таким образом. Медный Всадник в поэме Пушкина не только плод больного сознания Евгения, но и символический, фантасмагорический образ, отражающий мистическую реальность. Обновлено: Опубликовал(а): Vladimirovna Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|