Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




В чём заключается драматизм судьбы Онегина? (По роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин») (ЕГЭ по литературе)

Евгений Онегин – дворянин, получивший большое наследство от дяди, не обременённый службой, имеющий полную свободу действий и доступ ко всем привилегиям богатой помещичьей жизни. Он мог создать семью, которая бы ни в чём не нуждалась, стать владельцем большого имения и заниматься хозяйственной деятельностью, участвовать в развитии своего государства, увлечься творчеством… Однако ничего из этого с ним не случилось. Судьба героя, вопреки всем преимуществам, полученным ещё при рождении, сложилась драматически.

Евгений так и не смог найти своё место в жизни и остался глубоко несчастным человеком, упустившим своё счастье. После отказа Татьяны Александр Сергеевич Пушкин не говорит читателю о дальнейших событиях, произошедших с Онегиным, но мало кто сомневается в том, что он так и не стал счастливым. Что же стало причиной такого грустного финала истории Евгения Онегина? В чём заключается драматизм его судьбы?

Для ответа на эти вопросы стоит обратиться к самому началу жизненного пути героя. Он явно не знал, что значит «счастливая семья». Его родителей мало заботило душевное состояние сына – к нему приставили мадам и мосье, которые тоже не утруждались воспитанием ребёнка. Мало того, что Евгений получил поверхностное образование (его научили лишь говорить на французском, танцевать мазурку и правильно вести себя в светском обществе), его нравственное развитие в период становления личности тоже оставляло желать лучшего. Он рос в изоляции от национальной среды, не было никакого влияния людей из простого народа. В таких обстоятельствах и сложился характер, неспособный на понимание, любовь, дружбу. Как раз неспособность на дружбу, любовь и создание семьи Онегина мы можем наблюдать на конкретных примерах: дружеские отношения с Владимиром Ленским герой не воспринимает всерьёз, с насмешкой слушает его речи, иронизирует, позволяет себе грубо высказываться о его невесте, проявляя тем самым неуважение к нему, несерьёзно относится к отношениям с петербургскими дамами, а искреннюю любовь Татьяны, которая даже пробудила в нём чувства, он не принял, объяснив это тем, что создание семьи не является его жизненной целью.

Однако именно любовь Татьяны, а затем и ответное чувство, возникшее у Евгения, оказали сильное влияние на судьбу Онегина. У него была возможность обрести счастье с женщиной, которая любила его и которую полюбил он сам, но на пути к счастливым отношениям и, может быть, браку появилась ещё одна преграда – возлюбленная героя была «другому отдана» и не хотела изменять ему с другим, даже любимым, человеком. Именно в момент последней встречи с Татьяной читатель сопереживает Евгению, понимает, что теперь герой обречён на вечное одиночество вне зависимости от того, будет ли он проводить время в светском обществе или уедет путешествовать по миру. Этот эпизод можно назвать самым драматичным в жизни Евгения, ведь он во многом определил его дальнейшую судьбу, и в нём состоит трагизм всего романа.

Несомненно, главная особенность образа Евгения Онегина – его «эгоизм поневоле». Этот персонаж является ещё и портретом типа «лишнего человека», сформировавшегося в двадцатые годы девятнадцатого века. Александр Сергеевич Пушкин изобразил «преждевременную старость души», бесцельное существование человека, стеснённого рамками общества, под влиянием которого этот тип и развивался. Ещё в самом начале романа мы видим нравы «высшего света» Петербурга: главным в человеке считались его способности говорить по-французски, танцевать и кланяться, заменой искренней любви стала «наука страсти нежной», абсолютно все погрязли во лжи и лицемерии. Онегину было скучно в таком обществе, его утомляло нахождение в этой атмосфере. Его не увлекали ни бесконечные балы и обеды, ни беседы с людьми его круга, ни искусство, ни служба, ни политическая деятельность. Он относился ко всему скептически, с иронией и цинизмом, его не интересовало ничего, что могло бы пробудить желание жить, придать жизненной энергии.

«Лишний человек» - это личность с незаурядными способностями, так и не сумевшая найти им применение. Как мне кажется, именно в этом и заключается драматизм судьбы как самого Евгения Онегина, так и целого поколения «лишних людей». Драма героя – это не только противоречивые события в его жизни, но и неспособность реализовать себя, неимение хоть каких-то амбиций и целей, к которым он мог бы стремиться. У него нет смысла жизни, он не умеет радоваться хорошим моментам, ценить то, что имеет. Его вечными спутниками являются скука и одиночество, которые его обременяют. Можно ли назвать такого человека счастливым? Ответ на этот вопрос очевиден – нет.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.