|
Типы классификаций мотивов. Мотивация внешняя и внутренняя, актуальная и потенциальная, реактивная и проактивная, дефицитарная и бытийная, предметная и функциональная, осознаваемые и неосознаваемые. Мотивационные образования (Психология)Мотив, по определению Леонтьева, представляет из себя опредмеченную потребность, и является детерминантой поведения. Человеческая деятельность сложна и неоднообразна, что, в купе с тем, что за одним и тем же действием у разных людей могут скрываться совершенно разные мотивы, да и деятельность одного человека может быть продиктована влиянием нескольких мотивов, не может не привести нас к мысли о чрезвычайной разнообразности мотивов. Проблема их классификации вполне понятна – из-за их непохожести и принципиальных различий выстроить одну единую структуру попросту невозможно. Единственное что можно сделать – ввести несколько классификаций, которые бы основывались на разделении по одному-двум признакам, и описывать возникающий у человека мотив с помощью совокупности этих классификаций. Так, Леонтьев заметил, что мотивация человека может проистекать не только от его сознания, но и от влияния объектов внешнего мира, так что можно выделить внешнюю и внутреннюю мотивацию. Внешняя мотивация побуждается вне деятельности организма и связана с субъективными смыслами тех или иных предметов/явлений, а также с влиянием других людей, в первую очередь, значимых взрослых (у ребёнка/подростка), в то время как внутренняя мотивация рождается в процессе собственной деятельности человека. Ещё одно разделение, предложенное Вилюнасом, разделяет актуальные и потенциальные мотивы. Актуальны мотивы вызваны текущими потребностями человека, в то время как потенциальные – теми, что могут появиться в будущем. Пример потенциального мотива – закупка вещей впрок, до появления потребности в них. Так же выделяют реактивные и проактивные мотивации. Проактивные мотивы вызываются внутренним состоянием человека и его деятельностью, а реактивные являются следствием влияния окружающей среды. Стоит заметить, что одни и те же мотивы в разных ситуациях могут быть как реактивными, так и проактивными. Кроме этого, разделяют дефицитарные и бытийные мотивы. Дефицитарные вызваны, в большинстве случаев, физиологическими и близкими к ним мотивами. При неудовлетворении сила дифицитарных потребностей, а вместе с ними и мотивов, растёт, что может привести к появлению психических отклонений, однако личности человека они навредить не способны. Бытийные же наоборот, вызваны высшим уровнем потребностей (по пирамиде Маслоу) и при неудовлетворении могут исчезнуть совсем. Их неудовлетворение не взывает психических последствий, однако способно привести к расстройству личности. Ещё одно важное распределение, вновь по Леонтьеву, это предметные и функциональные мотивы. Функциональные мотивы отличаются тем, что мотивируют к деятельности ради самого процесса выполнения деятельности, будь то сон, отдых или занятие любимым делом. Важно отметить, что мотивы могут быть как осознаваемыми, так и неосознаваемыми. Большинство мотивов в деятельности человека неосознаваемо. Люди не отдают себе отчёта в том, ради чего совершают то или иное действие, либо превратно истолковывают его причину, в чём, впрочем, нет ничего необычного, так как в подавляющем большинстве случаев осознание мотивов – направленный процесс, не возникающий у личности непроизвольно. Стоит заметить, что не только мотивы способны мотивировать человека. Для других детерминант деятельности человека было придумано особое название – мотивационные образования. Сами мотивы также входят в эту группу. Мотивы являются конкретно-ситуационными мотивационными образованиями. Кроме них существуют внеситуационные обобщенные устойчивые мотивационные образования, такие как идеалы и ценности человека, его моральные правила и нормы. Обновлено: Опубликовал(а): Alex_KR Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|