|
Правда Луки и правда Сатина по пьесе На дне (Горький Максим)В социально-философской драме Горького «На дне» основной философской проблемой является понимание правды героями. Они рассматривают свою правду с разных позиций. Особенно выделяются здесь мировоззрения Сатина и Луки, которые имеют различия и взаимодействуют между собой в развитии действия пьесы. Лука с первого момента появления в ночлежке начинает говорить людям о своих взглядах. Его отношение к людям основано на любви и вере в лучшую жизнь, которую нужно дождаться, терпя жизненные трудности с помощью милосердия добрых людей. Так Лука действует на ночлежников, которые начинают верить неизвестно во что, в сказку, которая сама появится в их жизни, легко, только если в нее верить. Сам Лука становится для некоторых, поверивших было ночлежников украшением их жизни, его слова о красоте, справедливости, доброте возрождают надежду в душах людей со дна. Но такая надежда, основанная на лжи, не может сделать жизнь человека лучше, только в уме его будут возникать красивые картины, мучая его, но не указывая дорогу в лучшую жизнь. Такая вера стала правдой некоторых персонажей пьесы, и когда они ее потеряли, это обернулось для них трагедией. Потому что ночлежники поверили в сказку, но не поверили в себя, сострадая себе. Правда Сатина же самая жизненная. До встречи с Лукой он верил в то, что видел вокруг, называл вещи своими именами и о страшных вещах в жизни ночлежников говорил как о привычных вещах, ничто его не задевало за душу. Он жил, не зная зачем. Внимательно вслушиваясь в слова Луки, он лишь дополнял их своими скептическими замечаниями, хоть и смеялся над теми, кто был под сильным впечатлением от Луки. Лука, несомненно, оказал влияние на мысли и представления Сатина, подействовал на него, как кислота на старую ржавую монету. И правда, в последнем действии Сатин много говорит о правде и человеке. Он понял из высказываний Луки главное, это не жалость, а вера в человека, без милосердия, но с уважением. Надо поверить в силы человека, чтобы и он понял, что силен, был горд, и тогда ему никакая преграда не помешает. Таким образом, в пьесе «На дне» истиной правдой становится правда Сатина, в ее лучшем, высшем смысле, не смотря на то, что сам герой, познавший ее, так и остается на дне. Потому что ни на что не способен кроме слов, и это его устраивает. Он не нашел, как говорит, в жизни труда, который бы ему нравился. И без удовольствия от труда не может его исполнять – ведь он свободен и это лучшее, что у него есть. Обновлено: Опубликовал(а): Gattarova Внимание! Спасибо за внимание.
|
|