|
Какова роль женских образов по роману Тихий Дон (Шолохов М. А.)Роман-эпопея М. Шолохова "Тихий Дон" отображает жизнь донских казаков в нелегкое для России время. Война разрушает привычный уклад, и исторические события находят отражение как в межличностных отношениях, так и в развитии характеров героев. Особое место в повествовании занимает семья. С первых страниц романа читатель видит сильных, гордых, решительных, способных на глубокие чувства людей - Мелеховых. Система их нравственных ценностей основана на трудолюбии, великодушии, доброте. Через семью Мелеховых отражается катастрофическое нарушение устоев казачьего мира. Женские образы в произведении представлены очень ярко, ведь именно на женщинах держится жизнь, семья, дом. Судьбы героинь - Аксиньи, Натальи, Ильиничны - трагичны; события, пережитые ими, волнуют читателя. Аксинья обаятельная и красивая ("на смуглой шее мелкие пушистые завитки", "тяжелый узел волос", "круглая спина", "налитые плечи"), гордая и смелая ("...а она гордо и высоко несла свою счастливую, но срамную голову..."), мятежная и непокорная. Она готова пойти против предрассудков и бороться за свое счастье. Любовь женщины к Григорию сильна и страстна, и автор сравнивает образ героини с огнем: "бесстыдное полымя", "в глазах, присыпанных пеплом страха, чуть тлел уголек...", "губительная, огневая красота". После смерти Натальи, отступления, тяжелой болезни и возвращения Аксинья меняется: она более спокойна и рассудительна, огонь в ее глазах сменяется сиянием, страсть - преданностью. Особенно это видно в последний день жизни героини: внутренние ощущения созвучны окружающему миру, а сама она верит в то, что обретет свое счастье. Но автором подчеркивается иллюзорность этой возможности: "призрачное счастье", "мир казался... светлым", делая радость героини недолгой. На долю Аксиньи выпало много тяжких испытаний, но она стойко выдержала удары судьбы и пронесла любовь к Григорию через всю свою жизнь. Наталья, жена Григория, - полная противоположность Аксиньи. Ее отличают стеснительность, целомудрие, терпеливость. Девушка красива: смелые серые глаза, смущенная улыбка, правдивый открытый взгляд, степенная фигура. Она очень трудолюбива, спокойна и мудра, чем покоряет Ильиничну и Пантелея Прокофьевича. Любовь Натальи к Григорию глубока и сильна и раскрывается в полной мере после рождения детей. Героиня нравственно чиста, добра к людям, бескорыстна, сострадательна даже к тем, кто причинил ей боль. Она воспитана на христианских традициях, но оказывается духовно слабее Аксиньи, для которой нормы православия - только препятствия к долгожданному счастью. Возвращение Григория наполнило жизнь радостью супружеского бытия, но ненадолго: так трудно создаваемая семья снова оказалась разрушена. Но сил на дальнейшую борьбу уже не осталось, и крушение принципов, на которых воспитывалась Наталья, наполняет ее бессильным гневом. Перед гибелью героиня все же прощает Григория, любовь к которому сохранила до самой смерти. Еще один важный женский персонаж романа - Ильинична. В ее образе заложено великое чувство материнства, спокойная мудрость и рассудительность. Она не только ведет хозяйство и заботится о детях и внуках, но и поддерживает гармонию в духовной атмосфере в доме. Женщина обладает способностью не придавать значения мелким невзгодам и видеть лишь самое главное в семейной жизни. Ильинична сильная, человечная и умная. Даже необходимость бросить хутор ее не пугает ("Нехай лучше у порога убьют, - все легче, чем под чужим плетнем сдыхать!"), так как для нее главное - семья, родное гнездо. Женщина необычайно мудра: она благословляет Дуняшу и Мишку, видя, как ее дочь любит его и с какой теплотой Кошевой относится к Мишатке, ее маленькому внуку. В этом заключается величие материнского сердца. В образе Ильиничны автор раскрывает трагедию матери, потерявшей сына, мужа и многих близких: "Она жила, надломленная страданием, постаревшая, жалкая". Выпавшие на ее долю испытания примирили женщину с Аксиньей, и глазами Астаховой читатель видит горе "твердой старухи". В конце романа в полной мере проявляется степень материнской любви: "И на смертном одре жила она Григорием..." Таким образом, через женские образы в романе-эпопее М. Шолохова "Тихий Дон" отражается мысль, что только любовь способна спасти человека, и, напротив, показывается трагическое разрушение традиционного уклада жизни. Обновлено: Опубликовал(а): Красюкова Ксения Васильевна Внимание! Спасибо за внимание.
|
|