|
Образы Семи мужиков, Якима Нагого и Савелия Богатыря Святорусского в поэме «Кому на Руси жить хорошо» (Некрасов Н. А.)В поэме Некрасов создал различные образы как угнетателей, так и представителей угнетаемого сословия в переломный для страны период - вскоре после отмены крепостного права. Наиболее яркие образы мужиков из крестьян дают представление о русском характере и жизни крепостных богатырей России в целом. Семь мужиков - Роман, Демьян, Лука, братья Губины Иван и Митродор, старик Пахом и Пров из деревень с говорящими названиями - Заплатово, Дырявино, Разутова, Знобищина, Горелова, Неелова и Неурожайка - это пусть и не самый яркий и показательный образ поэмы, но именно его автор использует как двигатель сюжета и основу, рисуя вокруг более запоминающихся и раскрытых героев. Некрасов обезличивает их и не рассказывает читателю их истории, чтобы не оттягивать внимание от персонажей, с помощью которых собирался показать жизнь и проблемы России. Семь мужиков - это полусказочный и нереальный образ. Согласно поэме они решили не возвращаться в свои деревни к жёнам и детям, а вместо этого путешествовать по родной земле, чтобы найти ответ на вопрос: "Кому же на Руси жить хорошо?". Семь мужиков - это изображение таких черт национального русского характера, как любопытство, безалаберность. Яким Нагой - старик крестьянин - первый колоритный представитель беднейшего сословия, с помощью которого Некрасов поднимает проблему пьянства. Нагой произносит речь в ответ на слова купца Веретенникова о том, что крестьянам бы лучше взяться за ум и перестать "пить до одурения". Яким говорит о трудностях жизни простых людей и о том, как тяжело работать в поле на барина, что только горькая водка помогает забыть о трудностях беднецкой жизни. В молодости старик жил в Петербурге, но проиграл тяжбу с купцом и вышел из тюрьмы нищим, поэтому вернулся в деревню. Этим поворотом в судьбе героя поэт обличает проблему продажности судов, выносящих решение в пользу того, кто больше заплатит. Нагой описывается Некрасовым как убогонький старик с впалой грудью и вдавленным животом, излучинами на лице. Взглянув на него даже мельком, можно понять, что он истощён и измучен работой. Во время пожара Яким выносил не ценности и добро, а картинки, подаренные им сыну много лет назад. То, что старик бросился спасать памятные и дорогие сердцу вещи говорит о том, что он не очерствел душой от тяжёлой жизни и не зациклен на материальном, несмотря на то что всякая вещь достаётся ему страшным трудом. Пьёт же старик от глубокой тоски, грызущей его широкую русскую душу. По мнению старика от такой скотской жизни не пить нельзя, иначе недолго умреть от печали. Автор соглашается с тем, что крестьянская жизнь темна и беспросветна, но его возмущает то, как легко народ мирится с этим, заливая праведный гнев водкой. Некрасова поражала неистощимость сил и несгибаемость воли русской души, но в то же время слабохарактерность и покорность народа. Савелий Корчагин - Святорусский Богатырь - дед мужа Матрёны, единственный, кто утешал её и помогал её в новом доме, где ей приходилось терпеть нападки свёкра и золовки. Уже из того как называет его сам автор ясно, что этот персонаж - отражение того, каким видит Некрасов богатыря девятнадцатого века. В ещё живы особенности былинного героя: поражающая сила, крепкая связь с Богом, сила, не сразу проявляющаяся, манера держать себя ровно и степенно невзирая на то, с какими трудностями приходится сталкиваться на пути. Поэт знакомит читателя с биографией деда Савелия: он был на каторге за то, что закопал живьём немца - управителя, на которого работал восемнадцать лет. Это ещё один пример рабского терпения, но в этом случае оно лопнуло, хоть и к положительным переменам это не привело. Тут же проблема угнетения народа не только жадными помещиками, но и всеми другими работодателями и надсмотрщиками. Сорок лет каторги и поселений не сломили Богатыря, он вернулся в свою деревню к семье. Родные "любили деда, холили", но только пока не кончились деньги, которые он накопил работая на каторге. Некрасов описывает его как огромного столетнего старика (всего он прожил сто семь лет) с большущей бородой и сивой гривой, ходил он согнувшись, чтобы не пробить головой крышу. Важная черта его характера - набожность, запираясь в своей горнице он молился и читал святцы. Некрасов считал веру в Бога определяющей составляющей русской души. Совестливость не позволила Савелию продолжить жить по-старому после того, как по его недосмотру свиньи съели первенца Матрёны. Это событие вызвало в нём глубочайшее раскаяние и он через шесть дней после нечаянного убийства, пролежав безвылазно в горнице, ушёл в леса а потом отправился на покаяние в Песочный монастырь, где он молился за Дёму, за всё русское крестьянство. Вернулся через четыре года, но следующей осенью умер, промучившись сто дней. Написание поэмы-путешествия Некрасов как бы подводит итог всем страданиям пережитым Русью во времена закрепощения, произвола властей над бесправным сословием. Поэт с надеждой смотрит в будущее, подмечая в русском человеке качества, которые не дадут пропасть стране, утверждая, что богатыри ещё не перевелись, а в простых людях кипит могучая сила. Обновлено: Опубликовал(а): Vika Vik Внимание! Спасибо за внимание.
|
|