|
Типы рынка. Рынок чистой конкуренции. Рынок совершенной конкуренции (ЕГЭ обществознание)С момента образования экономики как науки ученые спорят, какой же из типов рынка наиболее благоприятен для государства и для каждого гражданина в отдельности. На мой взгляд таким типом является рынок чистой конкуренции или, как ещё его называют, рынок совершенной конкуренции. Его особенность состоит в том, что любой хозяйствующий субъект (предприятие, группа, семья или даже отдельный человек) имеет право выбора любого вида экономической деятельности (разумеется, за исключением нарушающих права других граждан), который он считает наиболее выгодным и целесообразным. Главный принцип рынка – его всеобщность. В рыночном комплексе не может возникнуть структур, которые не пользовались бы товарно-денежными отношениями, так как именно они и формируют его. Все структуры, вне зависимости от формы собственности, абсолютно равноправны в условиях рынка чистой конкуренции. Экономические права, будь то налоги, льготы, ограничения, санкции применимы ровно настолько, чтобы у всех производителей была возможность полноценно развиваться. Также немаловажно равенство форм собственности по признаку отношений её владельцев между собой. Семейная собственность или же частная собственность имеет такое же право на существование, как и если бы владельцами была группа людей, имеющих только лишь профессиональные связи. К счастью, в наши дни на слуху у общества понятие «семейный бизнес». Это, действительно, очень перспективная форма собственности. Помимо того, что он сплачивает семью, семейный бизнес имеет больше мотивов и ресурсов для совершенствования, ведь его собственники связаны близкими отношениями. Однако общество поняло это не сразу – во времена Советского Союза мера поощрения производства находилась в тесной связи с формой собственности. Что же стимулирует развитие производства на рынке совершенной конкуренции? Это видно из его названия. Главный двигатель прогресса – конкуренция (слово происходит от латинского concurrere – сталкиваться, состязаться). Представьте, перед вами предприятия, производящие однородные товары. К кому вы пойдете? К тому, кто продаёт некачественный товар по высокой цене или к тому, у кого такой же товар стоит дешевле? Но рядом есть и другая фирма, которая продаёт некачественный товар по низкой цене. И, наконец, ещё один производитель, у которого товар и качественный, и не слишком дорогой. Именно такая ситуация происходит на рынке совершенной конкуренции. Все предприятия получают одинаковую поддержку со стороны государства, платят одинаковые налоги. В таком случае единственный способ завоевать сердца и кошельки покупателей – повышение качества товара и снижение цены. Оттого при таком типе рынка вход и выход производителя тоже легок. Если твой товар действительно стоит внимания покупателей, ты получишь место на рынке. Но так же быстро ты и покинешь его, если вдруг перестанешь развиваться. Ведь если ты стоишь на месте, значит ты идёшь назад. Твои конкуренты опережают тебя, а клиенты уходят. Одним из способов обратить на себя внимание клиентов является уникальность товара. Каждый собственник стремится сделать свою продукцию непохожей на других. Придать ей особый дизайн, добавить нестандартную функцию. Также следует отметить, что при этом типе рынка производство удовлетворяет конкретные, реальные потребности населения. Ведь нет смысла производить товар при отсутствии спроса на него. Таким образом, как волки – санитары леса, так и конкуренция – санитар экономики. В случае же значительного спроса на товар приходится совершенствовать и способы производства. Происходит внедрение новых технологий, за счет чего экономится и время, и человеческие ресурсы. Улучшаются условия труда, он становится более комфортным и эффективным. Конечно, для улучшения качества производства не всегда используются гуманные методы. Случается, что работникам увеличивают количество часов, понижая заработную плату. Однако это вовсе не погрешность теории рынка совершенной конкуренции, а человеческий фактор. Однако есть и минусы, причины которых, как считают экономисты, кроются в самой системе. Во-первых, при распределении ресурсов конкурентная модель не допускает внеплановых издержек и выгод или же производства общественных благ. Так же огромный выбор может мешать применению наиболее качественного товара, а значит, тормозить прогресс. Однако все же именно такой тип производства как рынок совершенной конкуренции направляет удовлетворение личных потребностей на благо общества, а потому его достоинства весомее его недостатков. Обновлено: Опубликовал(а): Esenia Eliseeva Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|