|
Человек вне общества - либо Бог, либо зверь (ЕГЭ обществознание)«Человек вне общества - либо Бог, либо зверь» - сказал однажды Аристотель. Древнегреческий философ в своем высказывании поднимает проблему тесной связи человека и общества, которая была актуальна всегда: от зарождения первобытного человека и до образования современного социума. Смысл высказывания предельно прост и понятен. Автор говорит нам о том, что человек, живущий вне общества, никак не может называться человеком. Без социума индивид становится бесконтрольным, он волен делать то, что хочется ему, волен жить по своим собственным законам, т.е. быть, по сути, Богом. Но подобное существование имеет тонкую грань с жизнью зверя, который так же не ведает правил и законов. Как мне кажется, автор в своем высказывании совершенно прав, ведь весь наш привычный мир и социум держаться на определенных правилах морали и законах. Человек, находящийся вне общества, не будет знаком с ними, не будет их соблюдать, а значит его действия будут ничем не ограничены, он будет считать себя кем-то на подобии Бога, и, в некоторых случаях, этот бесконтрольный произвол будет превращать человека в настоящего дикого зверя. Для аргументации данной точки зрения обратимся к теории. Выше уже употреблялись такие термины как мораль и закон. Из курса обществознания мы знаем, что мораль – это форма общественного сознания, состоящая из системы ценностей и требований, регулирующих поведение людей. Близко к этому слову понятие закон (или правовая норма) – общеобязательное формально определенное правило поведения, установленное и обеспеченное обществом и государством, закрепленное в официальных актах, регулирующее общественные права и обязанности людей. Проанализировав оба определения, можно сделать вывод, что и мораль, и закон регулируют общественные поведение и отношения, и появились они именно в социуме, как необходимость. Нет общества - нет необходимости в моральных и правовых нормах, а если нет их, то нет никаких ограничений. Немало примеров, подтверждающих эту точку зрения, можно найти в литературе. Так, например, Ларра, герой одной из легенд рассказа М. Горького «Старуха Изергиль», сознательно выбрал для себя жизнь вне общества. Сын орла и девушки считал себя выше людей, и поэтому решил не следовать их законам и правилам, он ушел из племени и долгое время жил один в степи, делая то, что ему заблагорассудиться: Ларра крал из деревни скот, женщин, он был свободен и, несомненно, считал себя настоящим Богом, ведь не подчинялся никому и ничему. Героя легенды М. Горького можно назвать Богом лишь потому, что изначально он вырос в обществе своей матери, которая привила ему хотя бы примитивные знания и язык. Но люди, которые попали в изоляцию от общества еще в детстве, и правда становятся зверьми. В истории известны так называемых детей-маугли, которые большую часть своей жизни провели вне социума. Так, например, одна камбоджийская девочка, пропала в джунглях на целых 18 лет. Когда ее удалось обнаружить, то стало понятно, что девушка не имеет никакого представления ни о языке, ни о примитивных правилах поведения, не говоря уже о морали или законе, а все ее поступки основывались на животных инстинктах. В итоге девушка так и не смогла адаптироваться к обществу и снова сбежала в джунгли, где ей как зверю было гораздо комфортнее. Таким образом, проанализировав все приведенные аргументы, можно лишь подтвердить мнение древнегреческого философа. Человек вне общества может быть или Богом, не считающимся с моральными и правовыми нормами социума, или зверем, не имеющим даже примитивных знаний, которые обычно передаются в обществе из поколения в поколения. Обновлено: Опубликовал(а): Avirra0325 Внимание! Спасибо за внимание.
|
|