|
Женский идеал по автору (по роману М. Шолохова «Тихий Дон») (Школьные сочинения)«Тихий Дон» - произведение, над которым его автор Михаил Александрович Шолохов работал с 1925 по 1940 годы, то есть на протяжении целых 15ти лет. Жанровое определение как романа-эпопеи стало общепризнанным (во французской литературе, к примеру, есть аналогичное метафорическое определение «роман-река»). Это произведение получило мировое признание, за него Шолохову была присуждена Нобелевская премия по литературе в 1965 году.
В основе сложного эпического построения «Тихого Дона» лежит любовный треугольник (Наталья-Григорий-Аксинья), Шолохов показывает великую силу человеческих чувств, и мы понимаем, что сердцу казаков «нет закона». Случайная встреча Григория и Аксиньи оказывается роковой: она даёт начало сильной, страстной, кружащей голову любви. Строптивая, гордая, обладающая волевым характером женщина не может жить без Мелехова, говорит ему: «Ну, Гриша, как хошь, жить без тебя моченьки нету». Она твердо решает: «Григорий мой, и быть ему моим вечно». «Яркая, бросающаяся в глаза красота» Астаховой пленяет сердце казака. Сила и глубина любви Аксиньи выражается в готовности следовать за любимым везде: героиня бросает мужа и сбегает с возлюбленным в Ягодное, начинает там новую жизнь, в этом проявляется сила её характера, ведь терпеть побои, издевательства, вечные подозрения законного мужа Степана для неё было невыносимо, в романе мы наблюдаем несколько нелицеприятных сцен из их семейной жизни. Аксинья - женщина - загадка, её встречи с Григорием, рискованные и незаконные, добавляют их чувствам остроты. Можно сказать что Мелехов находит в ней родственную душу, оба героя строптивы, внутри них пылает настоящий огонь страсти.
Всем сердцем Григория любит ещё одна героиня, его жена Наталья Коршунова - чистая, искренняя девушка, глубоко уважающая семейные традиции и ценности. Наталья в переводе с латинского обозначает «родная», и такое имя героиня действительно носит неслучайно: казачка привязана к дому, хозяйству, горячо предана Григорию, она - настоящая хранительница семейного очага. Бесконечная любовь помогает ей справляться со многими трудностями, прощать Мелехова. «Кто сказал тебе, что нет не свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык!»- писал Михаил Афанасьевич Булгаков, и в этих словах можно найти важную истину: искренняя, светлая любовь существует, и именно такие чувства испытывает Наталья. «Хучь бы и Наталья — да таких-то девок по белу свету поискать! Работа варом в руках: что рукодельница! Что хозяйка! И собою, уж вы, люди добрые, сами видите», - такой мы видим Коршунову: она красива и очень трудолюбива. «Люб мне Гришка, а больше ни за кого не пойду!»-говорит Наталья, она поистине счастлива находиться рядом с Мелеховым, чувствовать прикосновение его рук, видеть улыбку, глядеть в бездну чёрных глаз...Героиня по-собачьи привязана к Григорию и ждет от него писем с фронта, несмотря на то, что тот уже ушёл из дома, бросив её, и сделал свой выбор в пользу Аксиньи. Наталья - душевно чистая, искренняя, тёплая, её любовь самоотверженная и покорная («...она ждала поклона от Гриши и хоть легкого, хоть вскользь, упоминания о ней — в награду за ее собачью привязанность, за верность»).
В произведении мы видим, как складывается ещё одна женская судьба. Дуняша Мелехова, младшая сестра Григория, хозяйственная, трудолюбивая («Дуняшка поднялась рано — надо было доить корову»), сообразительная девушка. Она влюбляется в Мишку Кошевого, революционера, человека, рьяно боровшегося за интересы большевиков. Героиня испытывает к молодому человеку сильные чувства, слепо любит Михаила, несмотря на то, что на его душе грузом лежит вина за гибель Петра Мелехова. Дуняша - воплощение уюта, тепла родного дома, она преданная жена («Улыбающаяся и притихшая, она смотрела на мужа влюбленными глазами и не видела ничего вокруг»), для героини очень важны семейные ценности.
Также стоит отметить образ Ильиничны, матери Григория Мелехова, которая действительно испытала многие горести в своей жизни («За свою долгую и трудную жизнь она выстрадала это право на отдых»), но при этом все равно не сдавалась, оставалась энергичной, трудолюбивой, настоящей хозяйкой дома, хранительницей семейного очага. Пожилая казачка всю жизнь терпела побои, обиды, измены своего мужа, Пантелея Прокофьевича(«...со вздохом сказала Ильинична. — Мой-то тоже был кобелем не из последних. Что я горюшка от него приняла, и сказать нельзя»), но ничто не сломило Ильиничну, она оставалась мудрой, терпеливой, мужественной женщиной. Шолохов, давая описание этой героини, называет её «мужественной и гордой» старухой. Все мысли Мелеховой связаны с судьбами детей («Только бы дождаться Гришеньку…»), которых она искренне любит. Неравнодушная и отзывчивая Ильинична принимает Наталью Коршунову как родную, и та остаётся жить у Мелеховых.
Описывая быт казаков, автор подчёркивает единство народа в крестьянском труде, ведь те выходят на работу всем хутором. Для них земледелие - это основной вид деятельности, казаки испытывают неподдельную радость при общении с землёй. Тоска по родным куреням - вот, что было самым тяжёлым для них в военный период. «Хорошо бы взяться за чапыги и пойти по влажной борозде за плугом, жадно вбирая ноздрями сырой и пресный запах взрыхленной земли, горький аромат порезанной лемехом травы»,— думает Григорий Мелехов, и в этих словах можно увидеть искреннюю любовь к родным местам, своей земле. Дом для Григория — это главное место, ведь туда он возвращается после всех испытаний, там находит свою любовь.
Женщины, в чью мирную жизнь врывается война, отнимает любимых мужей и сыновей, разрушает надежды, берут на свои плечи непосильный груз работ по дому и хозяйству, не сгибаются. Именно Наталья Коршунова — воплощение женственности, уюта, семьи, домашнего очага, детей. Она свято чтит традиции донского казачества, с ней тепло, уютно, надёжно, и все это прекрасно понимает Мелехов. Такие же и Дуняша с Ильиничной, хозяйственные, трудолюбивые женщины, верные, преданные жены. По моему мнению, идеал любви Шолохов видит именно в чувствах этих героинь, в искренности, тепле, уюте, нежности.
В романе-эпопее «Тихий Дон» Шолохов протестует против расчеловечивания, разрушения человеческих судеб ужасной «мясорубкой» войны, показывает, что ней никакого смысла, она заставляет забыть о семейных ценностях и трансформирует психику людей. Пожалуй, единственное, что остаётся у человека - это привязанность к родному дому, близким людям, и это чувство, по мнению автора, не должно исчезнуть. Идеал любви Шолохов видит в тишине, уюте, покое, которые создаёт хозяйственная, домашняя женщина, и именно такой человек является для него воплощением истинной нежности, доброты, тепла. Обновлено: Опубликовал(а): Мария Соколова Внимание! Спасибо за внимание.
|
|