|
«Апостолы нового мира - носители новой веры» (по поэме А.А. Блока «Двенадцать») (Блок Александр)Начало двадцатого века было тяжелым и драматическим периодом для нашей страны. В 1917 году Николай 2 отрекся от престола, пала монархия. В результате Февральской революции власть перешла в Временному правительству, но уже в октябре 1917 года страну потряс новый переворот – во главе государства теперь встали большевики, начала зарождаться новая советская Россия. Революция коснулась всех, в том числе и А.А. Блока. Свое отношение к революционным событиям поэт высказал в поэме «Двенадцать». Главные герои поэмы А.А. Блока «Двенадцать» - отряд из двенадцати красногвардейцев, патрулирующих улицы революционного Петрограда. Выбирая число большевиков-патрульных, поэт проводит параллель между красноармейцами и апостолами. Так, Блок подводит читателей к мысли о том, что двенадцать красногвардейцев – это апостолы революционной идеи. Отряд двенадцати стоит у истоков революции так же, как и апостолы, стоявшие у истоков христианства. Блок не дает имен всем красногвардейцам, однако двух все-таки называет по имени (Петруха, Андрюха). Этого достаточно для того, чтобы вновь увидеть сходство между красногвардейцами и учениками Иисуса Христа. Но помимо одинакового числа и общих имен красногвардейцев и апостолов ничего не объединяет. Напротив, большевики-патрульные – это убийцы, воры, преступники, для которых нет ничего святого. Апостолы нового мира оказываются способны переступить Божьи заповеди. Они защищают революцию, строят новый мир через жестокость, кровь и насилие. Хладнокровно и равнодушно большевиками воспринимается убийство Катьки. Петруха, невольно убивший свою возлюбленную, не может оправиться от случившегося. Он переживает, сожалеет о совершенном поступке («Загубил я, бестолковый//Загубил я сгоряча…»), но остальным красногвардейцам непонятны чувства товарища. Для них убийство невинного человека не имеет никакого значения, поэтому в ответ Петруха слышит лишь: «Что ты, Петька, баба, что ль?», «Поддержи свою осанку!», «Над собой держи контроль!». И Петруха забывает о случившемся («Он головку вскидывает,//Он опять повеселел…»). После убийства красногвардейца одолевает жажда мести к старому миру, он хочет забыться в новых преступлениях. Таким образом, мы видим, что большевики-патрульные спокойно относятся к убийствам, грабежам и разбоям. Их интересует лишь конечная цель – построить новый мир любой ценой. Блоку близка позиция апостолов нового мира: поэт считает, что революция – это неподвластная человеку злоба, возмездие за грехи отцов, и она не может осуществляться другими методами. Описывая красногвардейцев, Блок также показывает читателям мир революционного Петрограда, разделенный на две части. Блок изображает город как противостояние белого и черного, старого и нового, богатого и бедного. Вера и безверие, добро и зло, свет и тьма, любовь и ненависть – все смешивается в одно целое ветром революционных событий. На улицах Петрограда мы встречаем старушку, буржуя, попа, писателя Витию - представителей старого мира. Им непонятны и чужды идеи революции. Так, старушка сожалеет о лоскуте, потраченном на плакат «Вся власть Учредительному собранию!». Для нее не важна революция, она подходит к делу с практической точки зрения, говоря о том, что ткань можно было потратить на портянки для ребят. Образ старого мира – черный пес, ковыляющий за красногвардейцами. Отряд из двенадцати апостолов революционной идеи ступает по улицам Петрограда державным шагом, оставляя за собой голодного пса и следуя за Иисусом Христом, идущим впереди. Таким образом, отряд двенадцати красногвардейцев – это апостолы революционной идеи, живущие ради веры в построение нового мира. Они переступают через Божьи заповеди, грабят, убивают во имя революции. Сравнивая красногвардейцев с апостолами Иисуса Христа, А.А. Блок подчеркивает грубость, бесчеловечность и бездуховность носителей новой веры. Обновлено: Опубликовал(а): tkomleva Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|