Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Противостояние искусства и ремесла в повести Н. В. Гоголя «Портрет» (Итоговое сочинение (декабрьское))

Одной из главных тем повести является тема искусства. В этом случае в качестве основной проблемы можно выделить проблематику противостояния искусства и ремесла.

Отсылки к этой проблеме заметны еще в начале произведения, когда Чартков приходит в картинную лавку, где покупает тот злополучный портрет ростовщика. Тогда он еще был бедным, но подающим надежды художником, творящим не ради денег, но за идею. По мистическому стечению обстоятельств он становится богат.

Казалось бы, вот он — шанс проявить себя, выбиться в люди и продолжать творить, самосовершенствоваться, но уже на сытый желудок. Что же происходит в действительности? Чартков вскоре стал известен, однако слава и деньги вскружили ему голову, и он отрекся от своих идей, променяв их на праздную жизнь. Сам того не замечая, из талантливого художника, творца, он превратился в обыкновенного ремесленника, коих в Петербурге сотни.

Как мы видим, здесь раскрывается обозначенная выше проблема. Ее хорошо описывают слова А. Марининой: «Настоящий творец должен быть голодным, тогда он может создать шедевр. Сытые шедевров не создают…».

Когда ты известен, перед тобой открываются все двери, а в кошельках твоих гостей заманчиво шуршат банкноты, трудно устоять перед соблазном и не переступить тонкую грань, отличающую искусство от ремесла. В противном случае ты из свободного творца превращаешься в ремесленника, который делает все, чтобы угодить своим клиентам, забыв про свое чувство прекрасного и личное мнение.

Вторая часть повести описывает совершенно противоположную ситуацию и от этого не менее интересную. В ней рассказывается о художнике-самоучке, который обладал настолько невероятным талантом, что сумел заключить часть демонической сущности ростовщика в холст. Испугавшись этой сверхъестественной темной силы, он, несмотря на все богатства, предлагаемые ростовщиком, отказывается заканчивать портрет. Заметив за собой ранее неведомую ему зависть, а также будучи не в силах избавиться от жутких глаз ростовщика, преследующих его на всех его картинах, художник отправляется в монастырь, где после долгих терзаний искупает свои грехи. Там же он пишет рождество Иисуса, которое будучи столь чисто и свято, что становится настоящим чудом.

Жуткий портрет, перевернувший жизнь героев повести, мрачной тенью проходит через все произведение, появляясь в переломные моменты, и, будто злой рок, толкая их все дальше и дальше пучину событий, неизбежно приводящих к трагическому финалу. Именно поэтому сочинение Н. В. Гоголя получило название «Портрет», что еще раз подчеркивает судьбоносноть данной фигуры.

Таким образом, исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что настоящее искусство может творить лишь человек, обладающий чистой душой и непоколебимой верой. «Спасай чистоту души своей. Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою. Другому простится многое, но ему не простится», — пишет в конце автор.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.