|
Приём симметрии в композиции Капитанской дочки и Бориса Годунова (Пушкин А. С.)От современников А. С. Пушкина сохранились сведения, что интерес к истории у поэта появился задолго до проведения первых исторических исследований. Об этом свидетельствует и библиография Пушкина: трагедия “Борис Годунов” была написана в 1825 году под влиянием книги Карамзина “История государства Российского”, за восемь лет до создания “Истории Пугачёва”. Определение эпохи, трактовка событий содержат, как правило, авторскую оценку, поэтому несоответствие исторической действительности приобретает художественный характер. Сюжетные совпадения, предзнаменования и закономерности больше отвечают требованиям литературы, чем истории. Искусственный приём симметрии, введённый для усиления центрального образа Годунова, привлекает внимание к конфликту народа и власти. Отношение Пушкина к личности Годунова отражается в характере героя: миролюбивый семьянин, любящий отец, который желает блага своему народу, не способен вынести угрызений совести. Его душевные раскаяния за преступления, которые одновременно и умалчиваются автором, и обнаруживаются несколькими намёками, произносятся в монологах с большой искренностью. Большая роль в пьесе отведена народу - ещё одному самостоятельному герою. Сила, влияние народа на ход истории, его уязвимость и зависимость от боярских группировок сопоставимы с переменчивой властью Бориса Годунова, положением его в Смутное время. Отражение внутренних противоречий царя на состоянии народа говорит об их тесной эмоциональной связи. Автор обращает внимание читателя и зрителя на разговор безымянных действующих лиц, будто выбранных случайно из общей массы. В одном из таких эпизодов баба бросает младенца «об земь» по причине того, что тот перестал плакать в момент, требующий всеобщего плача. Также и два персонажа, силящихся заплакать, прибегают к народным способам, слюне и луку. С одной стороны, эти сценки создают надёжный комический эффект, когда одно действие усиливается следующим, а с другой, симметрия плачущих по общей причине людей нарушается. Драматический спор между двумя голосами в начале последней сцены отражает противоречивые мысли народа - справедливо ли губить род Годунова или Ксения и Фёдор невинны - и оканчивается также внезапно, как начинается. События первой сцены предупреждают события последней, что замыкает композицию пьесы в кольцо. Убийство царевича Дмитрия, оставшееся за сценой - это одно из трагических последствий зависимости Годунова от власти. Так и гибель Ксении и Фёдора в финале пьесы становится карой для главного героя. Объяснить авторский замысел помогает полное название пьесы - «Драматическая повесть, Комедия o настоящей беде Московскому государству, o царе Борисе и о Гришке Отрепьеве». Сочетание в одной пьесе черт сразу трёх жанров, драмы, комедии и трагедии, нетипично для русской драматургии первой трети XIX века. Симметрия среди действующих лиц создаёт систему двойничества, повторяющегося в разных социальных слоях. Два живущих подаянием старца, Варлаам и Мисаил, на время становятся спутниками Григория Отрепьева. Достигнув успеха на польской стороне, самозванец ведёт войска на Москву под предводительством двух капитанов, Маржерета и Вальтера Розена. Особенность их появления заключается в том, что они говорят на разных языках и при этом понимают друг друга. И, наконец, когда Отрепьев становится Лжедмитрием, он встаёт на место правящего рода Рюриков. Герой завершает восхождение на вершину сословий, исполняет предначертание своей судьбы - до того момента, как сбудется его вещий сон, остаётся недолго. Более близок к исторической правде роман “Капитанская дочка”, так как ему предшествовало глубокое исследование пугачёвской эпохи, изложенное в труде Пушкина “История Пугачёвского бунта”. Одним из самых главных выводов исследования становится утверждение, что история состоит из частностей, что фрагменты человеческих жизней складываются в непрерывную причинно-следственную связь. То, что не вошло в беспристрастное повествование о пугачёвщине, осталось в романе, сформулированное из показаний очевидцев. Однако количество совпадений в сюжете, благополучный исход событий и счастливый конец подчёркивают художественный вымысел автора. Роман не утратил актуальности своего времени, поэтому довольно долго он пользовался широкой популярностью в обществе ХIХ века. Следует сказать, что первая часть композиции в “Капитанской дочке” начинается со встречи Петра Гринёва с Пугачёвым, в буран, посреди заметённого снегом поля и заканчивается в тот момент, когда Гринёва заключают в темницу по подозрению в измене. Вторая часть относится к самой капитанской дочке, Марии Мироновой, и великой императрице Екатерине Второй. Она имеет начало - случайная встреча в царскосельском саду, но не имеет конца, так как записки Петра Гринёва обрываются на моменте возвращения Марии Мироновой из Петербурга. В обоих частях - симметричных своей последовательностью - герой, обладающий властью, законной или незаконной, изначально не узнан, окутан тайной случайного прохожего. Однако судьбы капитанской дочки, прапорщика, императрицы и бунтовщика переплетаются таким образом, что жизнь одного героя становится зависимой от решения другого. Большое значение имеют доверительные разговоры между Гринёвым и Пугачёвым по дороге в Белогорскую крепость, между Машей и императрицей в саду. Они способствуют сближению героев и возникновению взаимопонимания и человеческого сочувствия. Образы Пугачёва и Екатерины II объединены проявлением милосердия и мудрости. Величины влияния этих героев на ход событий равны между собой и в рамках всей русской истории, и в рамках частной жизни. Между образами Маши и Гринёва существует духовная связь, проявляемая во взаимоуважении, помощи друг другу и сострадании. Как только Маша оказывается в беде, Гринёв с помощью Пугачева спасает её. Когда же в беду попадает Гринёв, Маша с помощью Екатерины Второй приходит к нему на выручку. Редкие благожелательные порывы души Пугачёва, его проявления милосердия отличаются достоинством, благородством, поэтому симпатизируют читателю, но его участь предрешена: с пути изменника присяге нельзя сойти, остаётся только довершить начатое. Милосердное прощение и покровительство, дарованные императрицей, лучше всего демонстрируют доверие к искренним словам Маши. Они возвращают Гринёва на верный путь, законный и справедливый, которого, по мнению автора, должен придерживаться каждый дворянин. Используемый в трагедии и романе Пушкина приём симметрии формирует сюжетную линию, противопоставляет и объединяет героев, раскрывает первоначальный авторский замысел, придаёт авторской интерпретации исторических событий черты художественного произведения. Посредством создания жанровых эффектов обогащается авторский стиль, выделяющийся на фоне других произведений своего времени. Кроме того, симметрия играет важную роль в композиции обоих произведений, так как обосновывает порядок действий и служит их логическим завершением. Обновлено: Опубликовал(а): aaika Внимание! Спасибо за внимание.
|
|