|
Вечен ли конфликт поколений? (Итоговое сочинение (декабрьское))С настолько же давних времён, насколько существует человечество и социум, существует и социальные проблемы. Бывают проблемы разной степени остроты, различные по своей сути. К ним относятся такие вопросы, как соблюдение человеком закона, необходимость следовать общественным нормам и традициям, необходимость для человека оказывать обществу помощь и подобное. Но на мой взгляд, острейшей социальной проблемой, как показывают тысячелетия, является конфликт поколений. Вечен ли конфликт поколений? Безусловно, вечен. Он существовал неисчислимо долгие года и просуществует ещё дольше. Сам по себе конфликт не является чем-то неотъемлемым, что происходит просто потому, что одно поколение сменяется следующим. Причина этого конфликта заключена в изменении окружающего мира. Общеизвестный факт – воспитание влияет на мир человека как личности, но в столь же равной мере, если не большей, на него влияет окружающая среда. В детском и подростковом возрасте друзья, культура текущего времени, место, где он проживает жизнь – всё это формирует вкусы личности, увлечения, мировоззрения, отношение к тем или иным событиям и явлениям. Так происходит с одним поколением, точно также было с предыдущим и будет со следующим. Вот только личность сформировывается во взрослом возрасте окончательно, и в дальнейшем до самой смерти изменений практически не претерпевает. А вот мир, как уже было сказано, постоянно меняется. В итоге получается следующая картина: одно поколение лелеяло что-то одно, а вот следующее растёт на чём-то другом и восхваляет что-то совершенно иное. А прежнее поколение просто неспособно это принять по причине уже сформированной личности, идеалов и нравственности в большинстве случае. Исключением является разве что те представители старшего поколения, которые всерьёз задумывались о проблеме отцов и детей или же воспитали в себе черту понимания своих детей. Отсюда выходит конфликт, который вечен и неразрешим, поскольку будет продолжаться вслед за сменой поколений и изменением мира. Причём мир меняется всё стремительнее, делая конфликт всё острее, но он был раскрыт уже в классической литературе, которая была написана в течение нескольких предыдущих веков. Лучше всего в литературе эту тему раскрывает роман «Отцы и дети», написанный Тургеневым в тысяча восемьсот шестьдесят первом году. Этот роман демонстрирует конфликт поколений с разных сторон, но суть этого конфликта можно проследить в противостоянии двух персонажей – Павла Петровича Кирсанова и Евгения Васильевича Базарова. Первый олицетворяет поколение «отцов» - это аристократ сорока пяти лет, либеральных взглядов, защищающий высокие идеи. Второй же представитель поколения «детей». Ему около тридцати лет, и он придерживается ставших популярными в то время взглядов нигилизма (философии, ставящей под сомнение общепринятые идеалы, ценности, нормы нравственности и культуры). Становится понятно, что у них кардинальные отличия в точках зрения, разный образ мыслей относительно практически всех вопросов: Кирсанов верит в Бога, в то время как Базаров материалист; Кирсанов защищает искусство, а Базаров его отрицает; Кирсанов выступает сторонником благородной и чистой любви, а Базаров любовь отрицает вовсе. Здесь стоит вспомнить, что Павел Петрович и Евгений просто представители разных поколений, и родственной связи между ними нет. Но и собственными родителями у Базарова отношения складывались не лучшим образом. Несмотря на то, что Евгений испытывает к своим родителям любовь, он не считает нужным открыто её проявлять, а также отрицательно относится к любым попыткам родителей проявить радость от его присутствия рядом с собой. В ветке взаимоотношений Базарова с родителями нет каких-либо кардинальных разногласий, но всё равно присутствует недопонимание близких друг к другу людей, так как родители у Евгения чрезмерно заботливые, но он заботу не принимает. Довод о том, что конфликт отцов и детей – вечен, подтверждается словами брата Павла Петровича – Николая Кирсанова, дворянина, который также является частью старшего поколения, но в отличие от брата, терпимо относится к идеологии нигилизма: «Знаешь, что я вспомнил, брат? Однажды я с покойной матушкой поссорился: она кричала, не хотела меня слушать… Я наконец сказал ей, что вы, мол, менять понять не можете; мы, мол, принадлежим к двум разным поколениям. Она ужасно обиделась, а я подумал: что делать? Пилюля горька – а проглотить её нужно. Вот теперь настала наша очередь, и наши наследники могут сказать нам: вы, мол, не нашего поколения, глотайте пилюлю.» Таким образом Николай Петрович заявляет: конфликт поколений, разногласия между отцами и детьми – это то, что было и будет всегда. Роман Тургенева, как уже было сказано ранее, лучше всего раскрывает эту тему, но в той или иной мере она затронута и в других литературных шедеврах. В пьесе Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» он выражен в споре Александра Андреевича Чацкого с Павлом Афанасьевичем Фамусовым и его «фамусовским обществом». Там Чацкий представляет молодое поколение и ведёт идейную борьбу против консервативного уклада жизни Фамусовых, точно также присутствует непонимание одного поколения другим. Или в историческом романе Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка» ясно прослеживается конфликт между Петром Гринёвым и его отцом: отец больше времени проводил за чтением «Придворного календаря», чем за воспитанием сына, и едва ли не позабыл его возраст («Авдотья Васильевна, а сколько лет Петруше?»). Помимо этого, несмотря на то что Пётр мечтал о жизни в Петербурге, «об удовольствиях петербуржской жизни», отец отправил его в Оренбург, дабы сын «послужил в армии», «понюхал пороху». Несмотря на то, что конфликт поколений вечен, что отцы, что дети всегда должны прилагать все усилия для его сглаживания и разрешения, уметь находить общий язык. Возвращаясь к Тургеневу: Евгений Базаров умер от небольшого пореза, заразившись тифом, во время вскрытия тела умершего крестьянина. Он умирает молодым, с мыслями, что ему некому передать свои убеждения, умирает почти в одиночестве. Он распрощался с другом-учеником Аркадием Кирсановым, испытал настоящую, но безответную любовь по отношению к Анне Сергеевне Одинцовой. Он умирает в родном имении, рядом с родителями, потому что больше было негде и не с кем. Только родители ждали его и любили, несмотря на все недостатки и промахи. И важно помнить это, ведь это важнее любых споров, которые могут возникнуть между отцами и детьми. Обновлено: Опубликовал(а): exmiles2016 Внимание! Спасибо за внимание.
|
|