Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Почему Обломова можно назвать «лишним» человеком? (по роману И.А. Гончарова «Обломов») (Школьные сочинения)

Годы жизни И.А. Гончарова пришлись на XIX век - век, когда Российская Империя постоянно переживала какие-то перемены в экономическом, политическом и культурном плане. Пожалуй, главным событием всего столетия является отмена крепостной зависимости, проведённая императором Александром Вторым в тысяча восемьсот шестьдесят первом году, которая и стала кульминацией всех этих изменений. Многие историки полагают, что по сути, эта отмена была больше фиктивной, и фактически крепостное право не было ликвидировано вплоть до XX века, но тем не менее, её значение не только в экономическом, но и в первую очередь в социальном плане для государства неоспоримо.

Вследствие этого можно понять, что многие литературные произведения, написанные в данный период, раскрывают тему этих перемен (к примеру, пьеса Островского "Гроза"). И роман "Обломов" Гончарова - не исключение. Замысел для данного романа у автора возник во время его службе в министерстве финансов в Петербурге, в тысяча восемьсот сорок девятом году были готовы его первые главы, а в тысяча восемьсот пятьдесят девятому году, всего за два года до знаменитой либеральной реформы царя "Освободителя", роман был опубликован в журнале "Отель озарения".

Эпический роман назван по фамилии своего главного героя, которым является Илья Ильич Обломов. От него же образовано понятие "Обломовщина" - нарицательное слово, в общем смысле обозначающее застой и апатию. Слово это появилось в самом романе: "Это... какая-то... Обломовщина.". Так один из ключевых героев произведения, Андрей Штольц, описывает образ Ильи Ильича. Образ жизни этот состоит из двух вещей: постельный (который, скорее, стоило бы назвать "диванный") режим и беспочвенные мечтания на тему прошлого, настоящего и будущего. Тот факт, что Илья Ильич - дворянин, а в стране царствует крепостничество, позволяет ему вести такой образ жизни. Не работать, не заниматься ни деятельностью по управлению своим помещичьим имением, ни самосовершенствованием себя в интеллектуальном или физическом плане, а лежать целыми днями на диване в пыльной комнате, ведь сам он её не прибирает, а слуга его копирует во всём своего хозяина - этот образ жизни именуется "Обломовщина". Он не подразумевает какой-либо пользы общественной жизни, государству или хоть кому-то, кроме себя, да и себе такая жизнь приносит не пользу, а скорее, иллюзию самоудовлетворения. Он не позволяет завязать любовные отношения, поскольку, как сказано в тексте, "короткое ежедневное сближение с человеком не обходится ни тому ни другому даром: много надо с той и другой стороны жизненного опыта, логики и сердечной теплоты, чтоб, наслаждаясь достижениями, не колоть друг друга взаимными недостатками". Разумеется, при таком образе жизни ни о жизненном опыте, ни о достижениях и речи идти не может. Это и даёт Обломову статус так называемого "лишнего" человека, абсолютно чуждого для общества. Даже сам Илья Ильич соглашается с тем, что Обломовщина - его проклятие. Один раз начертив пальцем на пыльном столе это слово, в дальнейшем оно снится ему написанным огнём на стенах. Такой типаж героев в литературе нередок, стоит лишь вспомнить того же Евгения Онегина из романа Александра Сергеевича Пушкина, который точно также был "лишним" человеком, разве что не по причине обломовщины, а по причине совершенно иного мышления, отличающегося от общественного. Это асоциальное мышление присутствует и у Обломова.

Из всего этого можно заключить, что Илья Ильич Обломов - "лишний" человек. А если проанализировать путь героя романа (страдал, пока "болел" обломовщиной, перестал страдать, когда решился что-то начать менять, когда вновь "заболел" - умер в тридцать семь лет, в самом расцвете сил), то станет понятно, что автор относится к своему герою как к пережитку крепостничества, и считает, что подобные "беспочвенные мечтатели" будут вытеснены новым социальным классом - буржуазией, которую в романе представляет Андрей Штольц. Но увы, люди, посвящающие жизнь дивану и четырём стенам встречаются и сегодня, и возможно, этот роман Гончарова может служить для них определённым наставлением. Выходит парадокс - роман, написанный в середине XIX века с опорой на события, происходившие в те времена, в наше время чуть ли не ещё более актуален, чем тогда.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.