|
Какие философские проблемы затрагиваются в пейзажной лирике Лермонтова? (Лермонтов М. Ю.)Лирика Лермонтова неразрывно связана с философией: лермонтовкий лирический герой мечется, ищет, не понимает, пытается понять, конфликтует с обществом, находится в своем собственном мире, противоречащем реальным жизненным обстоятельствам, осознает свое духовное превосходство и, в конце концов, оказывается одинок. Многие полагают, что в стихотворениях Лермонтов изобразил свою жизнь, поэтому одиночество ЛГ неразрывно связано с одиночеством самого поэта. Однако на самом деле мировосприятие ЛГ Лермонтова во многом определила его принадлежность к эпохе романтизма: поэтому разобщенность с разобщенность с окружающим миром – часть особого мироощущения ЛГ. Поэтому такие философские проблемы, как одиночество, конфликт с окружающим миром в целом и обществом в частности красной нитью проходят через все стихотворения поэта. Пейзажная лирика - не исключение. Ярким, красноречивым примером является стихотворение «Парус». Тема одиночества и конфликт с миром здесь обозначается уже с первой строки: Белеет парус одинокой Если сильные волны и свистящий ветер – некие символы мира, общества, которому лирический герой, несмотря ни на что, идет наперерез, то сам парус у Лермонтова обозначает сильную личность, ее одиночество и трудность ее пути, ее неустанные поиски цели и смысла жизни. Однако Парус – это еще и воплощение свободы и мятежности человеческого духа, его вечную неудовлетворенность, его конфликт со всеми стихиями и законами бытия. Теме одиночества посвящено и стихотворение «Утес». Одиночество здесь является преградой к счастью, оно неизбежно и непреодолимо, от того – угнетающе. Эта мысль подчеркивается антитезой на всех уровнях лирического текста: и в сюжете - противопоставлением обретения родной души потере смысла жизни, и в системе образов – несовместимостью тучки и утеса. Идея непреодолимости заложена и в композиционной антитезе: если в первой строфе с ее цветописью и некой «радостной» семантикой ключевых слов создается картина гармоничной жизни: Ночевала тучка золотая На груди утеса-великана; Утром в путь она умчалась рано, По лазури весело играя; то во второй – все краски меркнут, и жизнь перестает иметь смысл:. Но остался влажный след в морщине Старого утеса. Одиноко Он стоит, задумался глубоко И тихонько плачет он в пустыне. Этот лирический текст, написанный в романтическом пессимистическом регистре, обнажает и подчеркивает одну из основных особенностей лирического героя Лермонтова: его одиночество неизбывно, и освободиться от него невозможно. Еще одним ярким пейзажным стихотворением, раскрывающим философские проблемы является «Выхожу один я на дорогу». Первый же стих вводит образ ЛГ, странника, и представляет главный психологический мотив лермонтовской лирики: герой снова, как обычно, одинок. Однако наряду с привычным одиночеством в этом тексте освещается и другая философская проблема – поиск смысла жизни, места человека во вселенной. Отчасти именно поэтому природа здесь не столько обнажает одиночество лирического героя, сколько является посредником между ним и какими-то высшими силами, к которым обращается герой. Таким образом, главными философскими проблемами, затрагиваемыми в пейзажной лирике Лермонтова становятся одиночество, конфликт между человеком и миром и поиск смысла жизни. Обновлено: Опубликовал(а): ulyanad Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|