|
«Каждая общественная группа имеет свой собственный кодекс чести». Ф. Энгельс (ЕГЭ обществознание)Структура любого общества требует регулирования определенными социальными нормами. Практически все из них неоднозначны и уникальны во времени и пространства. Указанную идею рассматривает в своем высказывании один из родоначальников марксизма – мысль о разнообразии общественных предписаний и установок. В частности, Ф. Энгельс указывает, что дифференциация социальных слоев в обществе предполагает формирование набора ценностей, приоритетов и указаний, характерных для каждого такого слоя. Данное утверждение представляется интересным и уникальным в контексте своеобразного «размытия» социальной структуры современного информационного обществе и трансформации его социальных норм. С позицией Ф. Энгельса трудно поспорить. Социальные нормы – совокупность одобряемых обществом стандартов и правил повседневного поведения индивида. Социальные нормы подразделяются на правовые, моральные, религиозные, моду, этикет и ряд иных. При этом для различных стран и регионов, для каждого периода в зависимости от историко-культурной ситуации возникали специфические предписания и стереотипы поведенческой деятельности человека или группы людей. Соблюдение этих норм подкреплялось общественным мнением силой законы и поощрением, а нарушение зачастую влекло за собой применение негативных санкций. Правила поведения, установленные для конкретной социальной группы зачастую ставили ее представителя в сложную ситуацию и не оставляли выбора. Так, в середине XII в. английский король Генрих II отправился походом на Тулузу для ее захвата. Желая защитить город своего родственника, король Франции Людовик VII разместился туда для защиты с гораздо более меньшим отрядом. Генрих, подойдя к городу, узнал, что там расположился французский правитель, которому он в свое время принес клятву вассальной верности (оммаж) и обязательство защищать его; напасть на город, где находился Людовик, означало предать нормы рыцарского кодекса и прослыть бесчестным человеком. Поэтому Генрих, подрывая свой авторитет воина и полководца, отказался от штурма Тулузы, сохранив верность оммажу своего сюзерена. Формирование социальных норм обычно происходило под воздействием насущной необходимости или конкретных социальных условий. Например, в СССР первых десятилетий устанавливались новые формы речевого этикета: старорежимные обращения считались пережитком. Так, в произведении М.И. Булгакова «Собачье сердце» представитель «старой интеллигенции» допустил старомодное обращение «господа» и тут же был поправлен молодым человеком, заявившим о недопустимости так обращаться к собеседнику в иных, советских реалиях. Резюмируя, можно указать, что существование социальной дифференциации в обществе всегда будет предполагает ее обособление некими специальными правилами. Одним из неизбежных компонентов в этих нормах и установках, в таком случае, должна быть их справедливость, достоинство и уважение, прививаемое членам этой общественной группы по отношению к другим социальным слоям. Обновлено: Опубликовал(а): Irhaffa1000 Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|