|
Образ разночинца в литературе (Школьные сочинения)Образ разночинца создал в пьесе «Вишневый сад» Чехов. Авторское отношение к Пете – глубоко иронично. Эта ирония – и в пышных, гордых речах, за которыми никогда не следует достойных поступков (пример тому – в приведенном отрывке: призывая Аню «искупить прошлое страданием», он не делится конкретными планами, а лишь размыто высказывает свое мировоззрение), и в нелепых ситуациях, таких как падение с лестницы или поиск калош, и в обращении к Пете других героев: несмотря его на возраст, обязывающий к официальному «Петр», все продолжают называть его Петей. Свое авторское отношение к герою Чехов словно вложил и в остальных действующих лиц: за исключением Ани, в силу своей наивности с восторгом внимающей петиным речам, все относятся к Трофимову с большой долей иронии, зачастую даже предпочитая не слушать его пустые сотрясания воздуха. Но только иронией авторское отношение к Пете не исчерпывается: иногда через ткань текста прослеживается сомнение в герое - Чехов словно немного хмурит брови, манерно покачивая головой. Он сомневается, что Петя, громко декларирующий прогрессивные идеи во благо светлого будущего, сможет хоть немного поспособствовать их воплощению. Образ, похожий на Петю Трофимова создал в своем романе «Отцы и дети» Тургенев. Евгений Базаров, так же как и Трофимов увлечен идеей, только если сознание Пети захватили мысли о революции, то Базаров – приверженец нигилистических веяний. Их теории жизни, несмотря на некоторые различия, являют собой нечто новое, противоречащее сложившимся канонам. Например – отрицание любви. Трофимовское «мы выше любви» хоть и похоже на агрессивное базаровское высказывание о том, что любовь – это «все романтизм, чепуха, гниль, художество», но в то же время значительно отличается от него: если Петя все-таки признает любовь, но ставит себя выше нее, то Базаров категорически ее отрицает. Различно и общее отношение авторов к героям и их идеям: Тургенев умертвляет Базарова, давая понять, что некоторые его идеи пока опережают время, Чехов – иронично относится к Пете, в этой иронии отражая и иронию к его революционным мыслям. Раскольников – герой «Преступления и наказания» Достоевского – тоже похож на Петю увлеченностью своей теорией. Но, в отличие от Пети, помпезно разбрасывающегося речами и не только не совершающего никаких поступков, но и не строя четких планов на жизнь в соответствии со своими воззрениями, Раскольников для того, чтобы подтвердить или опровергнуть свою теорию, решается на преступление. Авторы, практически одинаково относящиеся к идеям своих героев, выбирают разные пути, чтобы это показать: Чехов по средствам иронии к Пете высказывает иронию насчет его революционных идей, Достоевский, проводя Раскольникова через мучения и страдания, развенчивает правильность его теории. Обновлено: Опубликовал(а): ulyanad Внимание! Спасибо за внимание.
|
|